Белорусский феодал снова предложил неожиданный способ «улучшить» экономическую ситуацию в стране.
Посещая деревообрабатывающее предприятие «Борисовдрев», Лукашенко заявил, что запрещает увольнения работников по собственному желанию: «Подготовьте декрет: до окончания модернизации и реконструкции деревообрабатывающих предприятий запрещается увольнение работников. Работник не может уволиться с этого предприятия. За нарушения – на принудительные работы, сюда же работать».
Совсем недавно достойной зарплатой, которую щедро сулил кормчий народу, если тот будет хорошо себя вести, были 500 долларов. Но рост цен на товары первой необходимости нивелирует все долларовые эквиваленты зарплат, и когда разгорелся кризис, началась массовая трудовая миграция в Россию, которую невозможно не только остановить, но даже проконтролировать.
Улучшать финансовое положение работников оказалось дороговато и трудновато, поэтому Лукашенко и придумал, как сохранить работу с минимальными затратами. Причём предусмотрительно не оставил людям времени для манёвра: своё заявление сделал 30 ноября, уточнив, что декрет должен вступить в силу уже 1 декабря. Учитывая, что под упомянутую модернизацию попали девять заводов в стране с населением в девять миллионов человек, заявление Лукашенко про запрет на увольнение народ рассматривает как прямое возвращение к крепостному праву. Тем более что белорусский феодал уточнил: «Да, дисциплина жесткая. И это будет на всех предприятиях, с вас мы начинаем».
Байнет взорвался тысячами возмущённых комментариев: «Какая диктатура? Это же рабовладельческий строй»!; «А наручниками к станку будут приковывать?», «Можно ещё бараки построить на территории завода – а то столько времени тратиться впустую на дорогу домой и из дома, а за это время – ого сколько можно намодернезировать!», «Почему не верите фюреру, он сказал – тысяча баксов в 2015 году, и не говорил, что в месяц столько получать будете!», «Когда начнут с крепостными президентским лизоблюдам отписывать?».
Только вот проблемы с «крепостными» работниками белорусских предприятий начались не сейчас. Лукашенко просто впервые заговорил об этом официально, возможно, даже проболтался неосмотрительно – в последнее время у него часто проскакивают фразы и целые интервью, например, Evening Standard, или вспомним совсем недавнее исчезновение с официального сайта слов Лукашенко о повреждённом позвоночнике Путина: «Состояние пациента, видимо, обостряется…»
Как бы ни было, весь последний год режим втихаря создаёт предприятиям имидж «у нас кризиса нет». Большинство заводов и фабрик в стране давно уже не работают, но при этом по указке сверху штат сохраняют, выплачивая им минимальную зарплату и всё так же запрещая увольняться.
Похоже, уже никто в стране не удивится, если следующим шагом по борьбе с экономическим кризисом станет работа за трудодни, тем более что белорусские деньги всё больше теряют свою ценность, хотя их Лукашенко всё еще ценит сильнее, чем такой расходный материал, как люди.
Виктор Бузинаев, ucpb.org