Последние нововведения белорусского правителя добьют экономику страны.
Бывший первый секретарь посольства Польши в Минске сравнивает экономическую политику Александра Лукашенко c военным положением в Польше в 1981 году.
«В Беларуси происходит то же самое, что было у нас во время военного положения. Лукашенко пытается административными методами заставить людей больше работать. Войцех Ярузельский использовал армию для того, чтобы заменить гражданскую администрацию, Лукашенко для этих целей использует директоров и свою вертикаль. Эффект будет такой же. То, что людей заставляют больше работать за небольшие деньги, не приведет ни к повышению производства, ни к улучшению его качества», - заявил Марек Бутько в интервью charter97.org.
Причины подобных решений, по его мнению, лежат в одинаковых подходах к методам регулирования экономики в коммунистической Польше и современной Беларуси. Если в демократических странах считают, что должно быть «государство для человека», то Лукашенко считает, что, наоборот, должен быть «человек для государства». Такой подход политик называет «неуважением к собственному народу».
«Как наши военные во главе с Ярузельским, так и Лукашенко считают, что для поднятия экономики надо просто больше работать. Они не понимают, что нужно повышать качество. Это коммунистический, а не рыночный подход к экономике. Лукашенко этого никогда не поймет, потому что он воспитан на советской модели. Как и Ярузельский, он просто не в состоянии понять это.
Во время военного положения подобные меры ни к чему не привели. Экономика вообще развалилась. Если бы не перемены, которые произошли в 1989 году, произошел бы полный ее крах.
То, что Лукашенко сейчас делает, то, что людей заставляют принудительно работать, - следствие коммунистического подхода к человеку», - подчеркнул Маре Бутько.
Если введение военного положение и продлило существование старой системы, то ненадолго. Кризис в экономике привел к ее краху. То же самое, по словам политика, ждет и белорусский режим.
«Если бы власти не ввели военное положение, система бы рухнула еще в 1981 году. Поэтому, можно сказать, что политическую систему военное положение на какое-то время спасло, однако экономику страны и уровень жизни людей такими мерами сохранить не удалось. Они падали еще быстрее.
Также, как и в Беларуси, в Польше не было возможности протеста, демонстрации подавлялись. Только в конце 80-ых годов спецслужбы и руководство коммунистической Польши пришли к выводу, что ситуация ухудшается, а единственное спасение — перемены.
Думаю, что и в Беларуси все будет происходить по такому же пути. Развала экономики подобными мерами не остановить. Это будет отражаться на уровне жизни людей», - отметил Марек Бутько.
Главную роль в борьбе поляков за свободу политик отвел независимым СМИ и католическому костелу. Он отметил, что во время военного положения активно боролась с режимом сравнительно небольшая часть общества, которая занимала активную гражданскую позицию.
«Очень важную роль в борьбе за свободу играли независимые СМИ, которые вещали из-за границы, а также католический костел и наличие частной собственности на землю. Тогда не было возможности независимого телевещания — сейчас у белорусов есть «Белсат», тогда не было Интернета — сейчас есть charter97.org и другие сайты. Поэтому при всех различиях между Польшей и Беларусью сегодня у белорусов есть больше возможностей в борьбе за свободу, чем тогда у поляков», - заявил Марек Бутько.