Князья Радзивиллы, в том числе 91-летняя Эльжбета Радзивилл, посетили Несвиж и Минск.
Высокие гости находились в Беларуси фактически инкогнито, в отличие от майского визита, когда их принимали директора музеев, мэр Несвижа и другие официальные лица.
Во время белорусских каникул князья Радзивиллы посетили минский Музей истории, сообщает «Еврорадио».
Во время экскурсии оказалось, что одна картина неправильно подписана. На картине указано, что на ней изображена Луиза Гогенцоллерн — прусская принцесса, жена Антония Радзивилла, композитора, автора оперы «Фауст».
Княгиня Эльжбета Радзивилл еще во время майского визита заметила, что картина подписана ошибочно — на самом деле на ней изображена Александра Браницкая, внебрачная дочь Екатерины ІІ и ее фаворита Потемкина.
Князь Николай Радзивилл даже встал на стул, сфотографировал орден на груди женщины на портрете и увеличил на фотоаппарате. Выяснилось, что там изображен орден Отечества, на котором написано по-русски. Очевидно, что прусская принцесса не могла иметь такой орден.
Директор музея вынужден был признать, что его сотрудницы ошиблись.
91-летняя княгиня Эльжбета Радзивилл также посетила дворец своих родственников Сапег в Ружанах и дворец своих друзей Пусловских в Коссово.
За все дни нахождения в Беларуси у Радзивиллов было только одно официальное мероприятие — обед с министром культуры Павлом Латушко.
О встрече с министром и о деталях отдыха Радзивиллов в Беларуси рассказал князь Матей Радзивилл.
– Пан Матей, что послужило причиной, что уже через два месяца после прошлого приезда Вы снова в Беларуси?
– Это любовь к Несвижу! Нам очень понравилось, когда мы были здесь в последний раз — в мае. Наша тетя Эльжбета хотела еще раз побывать здесь летом, когда тепло. Мы тоже хотели погулять по замку. Встретились также с министром культуры Беларуси Павлом Латушко и разговаривали о реконструкции замка.
– О чем шла речь на этой встрече?
– Мы очень рады, что реконструкция идет быстро. Но считаем, что некоторые элементы нужно изменить. И мы это сказали министру. Это в первую очередь проблема башни-луковицы, которая была сделана несколько лет назад. Она не похожа на башню, которая была в Несвиже перед войной. Возможно, она похожа на ту башню, которая была в XVI веке. Но я думаю, что это тоже была другая башня.
– Какие еще замечания по реконструкции замка Вы сделали на встрече с министром?
– Всегда возникает вопрос: какой замок мы воссоздаем? Тот, со времен Николая Криштофа Радзивилла Сиротки? Может быть, тот, со времен Рыбаньки, с середины XVIII века? Либо замок эпохи Марии де Кастелян — конца ХІХ столетия? Наша тетя Эльжбета Радзивилл-Томашевская полагает тоже, что въездные ворота изменены, и их прежний вид нужно восстановить. Что не нужно было конструировать такие три несуразные трубы на крыше, которых тут не было раньше…
– Вы пробыли в Беларуси более пяти дней. Какие еще встречи были за это время?
– Мы еще раз посетили исторический музей в Минске, где есть радзивилловские портреты. Погуляли по Несвижу — на этот раз без журналистов… Прошлись по парку, ведь в мае на это не хватило времени… Пошли в костел, спустились, как всегда в нашу крипту, чтобы там помолиться о наших родственниках, наших предках.
– Сейчас начинается настоящая война за вещи, которые раньше были в замке. Позиция Несвижа — что все должно вернуться в замок. Позиция минских музеев — что вещи и впредь должны оставаться у них. Что Радзивиллы думают на этот счет?
– Мы понимаем, что директора музеев, где теперь находятся картины, книги и документы, хотят, чтобы эти вещи всегда оставались у них. Но я надеюсь, что все договорятся. Что все вещи, о которых известно, что они были в замке — вернутся в замок, чтобы он снова жил. Мы уже привезли в замок две оригинальные гравюры XVII века, а также 162 копии гравюр Лейбовича — эти картины находились в замке в XVIII веке. Планируем сделать качественные цифровые копии 40 картин Радзивиллов, которые сейчас находятся у семьи. Я также надеюсь, что Народный музей в Варшаве решится, наконец, передать Беларуси копии картин из Несвижа, которые находятся в музеях Польши. Я не надеюсь, что они отдадут эту коллекцию теперь, возможно — в будущем. Я очень рад также, что древняя часовня в замке будет восстановлена в первоначальном виде. У нас есть оригинал иконы Божией Матери, которая была в замке. Перед войной там была уже копия, потому что Несвиж был около границы с Советским Союзом — и отношения между Польшей и СССР были тогда очень плохие. Радзивиллы тогда решили забрать эту икону в Варшаву, она сохранилась во время войны. Мы теперь сделаем копию, чтобы эта икона вернулась в замок. Чтобы это была часовня, а не только музей.
Княгиня была сильно впечатлена масштабами Ружанского дворца, поэтому устроила здесь настоящую фотоохоту.