Лукашенко предлагает России забить на всех так же, как и он.
«России нужно ногой топнуть и забить «болт» на этих демократических страдальцах» — такой совет дал на этой неделе батька Лукашенко российской власти, прокомментировав принятие Конгрессом США акта Магнитского. У правителя Беларуси — «звездный час», наконец-то он почувствовал себя в роли «старшего товарища», который может дать России «дельный совет». Уж в чем-в чем, а в «забивании болтов» батька поднаторел.
В данный момент «черный список» белорусских чиновников и силовиков, замешанных в фальсификации выборов и подавлении прав и свобод граждан страны, достигает 227 человек. Недавно Евросоюз принял резолюцию о том, что этот список может быть расширен. Кроме того, в марте решением ЕС введены дополнительные ограничения, а именно — запрет на посещение Евросоюза и замораживание зарубежных активов для двух крупных белорусских бизнесменов: Юрия Чижа и Анатолия Тернавского. Этих олигархов называют «карманом Лукашенко». Санкции были также наложены на некоторые бизнес-структуры Владимира Пефтиева — экономического советника правителя Беларуси. Интересно, им тоже батька посоветовал «забить на все болт»? И что они ему ответили? Впрочем, поскольку в Беларуси человек может быть бизнесменом, только если против этого не возражает сам Лукашенко, думаю — они промолчали.
Промолчали пока и российские власти. По крайней мере, никаких комментариев по поводу советов соседа-спеца по «болтологии» не последовало. Хотя, если бы захотели, ответ на заботливую реплику батьки нашелся бы быстро. Начать с того, что именно России он обязан тем, что может так фривольно обращаться «с болтами». Если бы не кредит ЕврАзЭС, который, по сути, оплатила Россия и который в прошлом году буквально спас Беларусь от дефолта, а также не снисходительное отношение нашего правительства к лукавым действиям батькиных сподручных с «растворителями»-нефтепродуктами, дающими Беларуси куш в 2 млрд евро ежегодно, еще не известно, кто бы кого забил — Лукашенко болт или «болт» его. Когда доллар в стране стал скакать, как взбесившийся, полки в магазинах стремительно пустели, а очередь за бензином и молоком стали занимать с ночи, вряд ли Лукашенко так легко рассуждал о «крепежных изделиях». Помнится, тогда в его репликах звучали тревожные нотки «SOS». Потому что доверчивый белорусский народ стал как-то уж очень стремительно терять доверие к своему Патриарху. Не ровен час, повалил бы на улицы...
Но Россия добрая — спасла соседушку. И теперь он вальяжно дает добрые советы. А ведь перед президентскими выборами 2010 года, когда батька «строил глазки» Европе, обольщая ее проведением честных и прозрачных выборов, он легко «забивал» на Россию: позволял себе хамские высказывания в отношении российской власти, «кидал» с признанием Абхазии и Южной Осетии и даже предлагал Европе... ввести санкции против РФ. А потом, когда Европа его «честные выборы» не приняла, он стал уже ей угрожать своим «болтом».
Вообще-то, комментируя ситуацию с актом Магнитского, Лукашенко проговорился о сокровенном. Фактически раскрыл тайный механизм своего многолетнего правления. Его успехи по части экономического и политического строительства — вопрос спорный, зато методика «забивания болтов» — его фирменная «фишка», то ноу-хау, благодаря которому он войдет в анналы госстроительства. Это ж надо уметь так искренне клясться, пылать праведным гневом, обличая пороки мира, лишь бы выскрести денежку на пропитание хоть из Европы, хоть из России, хоть из Китая. А получив желаемое — тут же расслабиться и «забить» на все. Год назад, выклянчивая кредит ЕврАзЭС, Лукашенко готов был даже «поступиться принципами» — пойти на приватизацию некоторых промышленных предприятий. В договоре о предоставлении кредита был прописан список из 17 заводов и фабрик, которые Беларусь должна была выставить на продажу. И что? Получив транш, Лукашенко смахнул скупую мужскую слезу и заявил, что по просьбам трудящихся ни на какую приватизацию он «пойтить не может». В общем, собрался с силами и «забил болт». То же он теперь, с чувством выполненного долга, предлагает делать России. Конечно, акт Магнитского дает Лукашенко призрачную надежду, что он и Путин — теперь одного поля ягоды. Можно теперь президента России по-братски похлопать по плечу, приговаривая: «Не дрейфь, Владимир, прорвемся. Где наша не пропадала». И не понимает наш заботливый «советник», что у России, в отличие от Беларуси, нет под боком такого всепрощяющего, исправно кормящего соседа, при посредничестве которого можно «забивать» и на экономику, и на собственный народ, и даже на злобный «цивилизованный мир».
Андрей Прохоров, «Московский комсомолец»