Еще недавно государственная пресса заходилась от восторга: рядовая районная больница - и такой уровень медицинского облуживания!
Оно и правда, еще десять лет назад и представить невозможно было, что в каких-то Костюковичах, которые не сразу найдешь на карте, будут по самым современным методикам оперировать сложнейшие переломы конечностей, откроют отделение гемодиализа, начнут выхаживать самых «тяжелых» новорожденных… Представить невозможно было, что сюда, в глухой районных городок на Могилевщине, россияне станут специально приезжать на лечение и платить за это деньги. Но именно так и случилось.
Когда специализированная газета «Медицинский вестник» год назад опубликовала очередное сообщение о провинциальных медиках, которые в могилевской глубинке творят чудеса, к статье, размещенной на сайте, появились показательные комментарии.
«Скажу я вам всем! Это заслуга главного врача Костюковичской ЦРБ Шилько Леонида Ивановича. Я знаю его долгие годы. Он молодец, что собрал таких умных травматологов, хирургов. Если эти люди делают такие серьезные операции, это только заслуга Шилько… Врачи, цените Леонида! Это сильный руководитель медицины и сильный хозяйственник… Поздравляю вас, ребята, хоть я вас и не знаю!»- написал некто Игорь Петрович.
«Леонид Иванович, большое спасибо за организацию работы травматологического отделения и врачей, которые творят чудеса!!! Дай Бог Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни», - это уже оставила отзыв пациентка Галина.
«Леонид Иванович! Я знал, что Вы будете поднимать больницу все выше и выше. Вы всегда умели сплотить и подобрать качественный коллектив…. Костюковичская ЦРБ -- это не Ваш уровень, Вам нужно всей республике отдавать свою энергию и свой опыт в здравоохранении, а не в районе. Плохо, что кадры из провинции не интересуют столицу. Хотя министр Вам несколько лет назад жал руку за то, что Ваша больница заняла первое место в области и третье в республике. Я надеюсь, мои слова услышат, что нельзя такие кадры оставлять без внимания!!!» - это написал доктор из Витебска по имени Олег.
И действительно, не оставили такие кадры без внимания. Но теперь госпресса будто набрала в рот воды.
Костюковичи - маленький городок, где все друг друга знают. После произошедшего многие в шоке. То, что случилось, - как гром среди ясного неба. Как тень из далекого 1937-го, вернувшаяся к 75-летнему юбилею страшных, бесчеловечных, бессмысленных репрессий. Когда люди, судьбы, жизни перед государственной машиной были ничем. Пылью.
…Сначала уважаемого в районе и области человека, главного врача районной больницы Леонида Ивановича Шилько в считанные часы выбросили из служебной квартиры. Причем делали это в такой спешке, что даже не дали времени подыскать другое жилье, собрать вещи. 15 часов на все про все - и человеку, портрет которого не один год висел на районной Доске почета, оказалось элементарно негде переночевать.
На фоне этого стресса у Леонида Ивановича, который ранее перенес инфаркт, случился еще и инсульт. И он сам стал пациентом своей больницы. Бывшие подчиненные дважды вытаскивали его практически с того света.
Вытащили. Выжил. Хотя левая часть тела осталась парализованной.
Тем не менее 5 декабря главврачу Костюковичской районной больницы предъявляют обвинение и постановление об аресте. Перевозят сначала в Могилевскую больницу, потом, несмотря на протесты врачей, - в СИЗО.
Причем в декабре (!) забирают даже без верхней одежды, в синтетическом костюме и легких туфлях. В такой жуткой спешке, будто полупарализованный человек после инсульта может куда-то и от кого-то убежать.
Что же такого страшного случилось в Костюковичах, чем объясняется такой бесчеловечный арест? В больнице под руководством главврача залечивали людей, экспериментировали с эвтаназией, незаконно изымали органы, торговали наркотиками?..
Боже упаси!
Просто ревизия выявила, что больница почему-то закупала запчасти для автомобилей, которых на балансе медиков нет.
Нарушение? Конечно, нарушение. Правда, у главврача нет машин тех марок, для которых закупались эти запчасти. Зато подходящий «автопарк» можно собрать, если глянуть, на каких личных авто ездят механики, энергетики, экспедиторы и иной технический персонал Костюковичской больницы. Более того, сложно предположить, что главврач лично составлял список автозапчастей, которые нужно купить для больничного гаража, - скорее, он просто подмахивал готовые документы.
Но дело даже не в этом.
Допустим, виновен. Допустим, какие-то там запчасти закупили неправильно, незаконно, нарушили, растратились. Ну так увольте виновного. Обяжите его все деньги вернуть казне и еще штраф сверху навесьте. И закон будет соблюден, и виноватому - наука. Но зачем же добивать человека? Зачем его, больного, едва живого, не способного ни ходить, ни толком за собой поухаживать, арестовывать и забирать в следственный изолятор? Не убийцу, не насильника, не изувера какого-то, а человека, который всю жизнь делал святую работу -- спасал людей. Врача, который своим многолетним трудом заслужил и слова благодарности пациентов, и уважение коллег, и многочисленные почетные грамоты, и высшие квалификационные категории, и звание отличника здравоохранения…
Зачем? Кому от этого лучше, легче, спокойнее?
Почему все заслуги оступившегося однажды человека в один момент могут перечеркнуть какие-то мальчики в погонах? Почему они от недоумия или от вседозволенности могут измываться над любым? Даже уважаемым, даже немолодым, даже полупарализованным… Почему им по должности можно наплевать и на мораль, и на человечность?.. И даже на здравый смысл наплевать. Ведь в деле Шилько не миллионы украденных долларов стоят на кону, не какие-то умопомрачительные преступления и растраты. Главврачу Костюковичской больницы пытаются вменить незаконные закупки запчастей на сумму 2-3 тысячи долларов. И всем понятно, что после перенесенных инсульта и инфаркта в условиях СИЗО Леонид Иванович может просто не дожить до суда, и тогда вообще некого будет наказывать, некому будет возмещать эту сумму государственной казне.
Но здравый смысл не может остановить карательный конвейер. Похоже, думать - это вообще не его задача.
5 декабря (!) наши так называемые стражи закона арестовали больного человека и увезли его за 160 километров от дома, даже не взяв верхнюю одежду. То есть они даже не отдавали себе отчета, что перед ними человек, которому зимой нужны куртка и шапка. Ведь при таком морозе и в камере холодно, и даже если перевозить полупарализованного из СИЗО в реанимацию и обратно, то его надо во что-то одевать. Но такое впечатление, что вампиры вцепились в жертву и настолько обезумели от «вкуса крови», что уже не понимали, что перед ними именно человек. Для них он, еще не осужденный, еще не признанный виновным, уже стал чем-то наподобие вещи, с которой можно делать все, что угодно.
Но и это еще не весь ужас истории.
«06.12.12 г. мне позвонил следователь УКГБ по Могилевской области и сказал, чтобы наш сын приехал на допрос на час-полтора. Никакой повестки не присылали. 07.12.12 г. сын уехал, позвонил, что заходит в здание УКГБ. Это было приблизительно 10.50. И после этого четыре часа я с сыном уже не могла выйти на связь. Когда наконец он дал мне о себе знать звонком, то его слова были такие: «Таких извергов еще никогда не видел!» Остальное он рассказал дома. Четыре человека поочередно и вместе морально выбивали из него показания. Выводили его из кабинета и вели в камеру сажать, угрожали, что он больше не увидит своего ребенка, что его сын будет в жизни изгоем, что отец в СИЗО не выживет. Затем, когда остался один следователь, он взглядом показал на катушку с нитками и иглой на столе. Затем взял иглу, приставил к руке сына. Но сын сказал: «Коли сильнее». Следователь схватил иглу и с силой ударил ею в катушку с нитками…»
Это рассказ Аллы Георгиевны Шилько. Тоже врача с многолетним стажем, кардиолога, которая от всего происходящего теперь не знает, как справиться с собственным сердцем. Потому что призраки НКВД восстали из далекого прошлого и зловеще нависли над ее семьей. Алла Шилько пишет президенту и просит только об одном: «Выпустите мужа. Под залог, под подписку, как угодно, только чтобы он жил. Если он виновен, то накажите, дайте штраф. Но зачем же убивать? Зачем измываться над семьей?»
Действительно, зачем? Кому нужна такая правоохранительная система, которая в основе, в сути своей, жестока, бесчеловечна и несправедлива? Почему именно у нас возродилась эта форма государственного людоедства, перед которой любой человек - пыль?
Светлана Калинкина, «Народная воля»