После прекращения контрабанды нефтепродуктов сальдо торгового баланса нашей страны по нарастающей пошло вниз, отметил экономист.
«Я думаю, схема с «растворителями» и «разбавителями» окончательно закрыта, потому что их производили из так называемого прямогонного бензина. Это сырье поставляла Россия, оно специфическое. И, начиная с августа, она прекратила это делать», - заявил в интервью сайту charter97.org белорусский экономист Борис Желиба.
По словам эксперта, Беларуси пришлось согласится на юридический запрет «растворительно-разбавительного» бизнеса:
«Беларусь уцепилась за юридические «заковырки» и пыталась отстоять возможность такого экспорта. Но под давлением России наше руководство было вынуждено согласиться. Мы, как говорится, не в руках божьих, а в руках России. Это и сырье, это и возможность получать газ в следующем году по 166 долларов, в то время как Украина платит 400, а Польша – 450 долларов. Поэтому наши власти сильно не сопротивлялись и согласились».
Борис Желиба подвел итоги контрабанды нефтепродуктов:
«Этот бизнес дал Беларуси до двух миллиардов долларов. Кроме того, это дало возможность экспортировать свою нефть. Именно поэтому мы и смогли вывести торговый баланс в абсолютный плюс. И как только с августа эта схема остановилась, наш торговый баланс пошел в минус, причем по нарастающей. И этот минус к концу этого года может перекрыть плюс». Контрабанды нефтепродуктов, можно сказать, была очередным энергетическим грантом России, не запланированным ею же. Мы не могли в таком количестве увеличить производство растворителей и разбавителей, под их видом поставляли обычный бензин или солярку».
С закрытием экспорта «растворителей» и «разбавителей» наш торговый баланс будет отрицательным, уверен экономист:
«Я согласен с многими аналитиками, которые ожидают, что сальдо торогового баланса вряд ли останется положительным, оно уйдет в минус со следующего года, несмотря на оптимистические заявления того же министра экономики Николай Снопкова».
Впредь Россия не допустит подобной контрабанды, считает Борис Желиба:
«Я не думаю, что Беларусь сможет найти какие-то новые высокодоходные экспортные схемы. То, что могли придумать наши экспортеры, они уже придумали. Теперь Россия будет держаться ухо востро. Тут нужны кардинальные изменения в структуре самого экспорта: снижать долю нефтепродуктов и калийных удобрений в экспорте и сосредотачиваться на модернизации транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, искать новые ниши и выходить на более масштабный экспорт».
Напомним, сегодня появилась информация, что Беларусь согласилась внести дополнения в Таможенный кодекс ТС, направленные на ликвидацию схемы экспорта растворителей без уплаты пошлин в российский бюджет.
Так, теперь различные смеси нефтепродуктов со спиртом, из которых получались «растворители», «разбавители» и смазочные материалы, теперь будут классифицироваться как нефтепродукты, и для них будет действовать соответствующая пошлина.