Статью лидера «Европейской Беларуси» 19 декабря опубликовала британская газета The Times.
Приводим ее текст полностью (перевод charter97.org).
Ровно два года назад вместе с десятками тысяч моих соотечественников-белорусов в Минске я требовал уважения наших прав, в первую очередь - нашего права выбирать свое правительство. В тот день я был кандидатом в президенты на «выборах» и противостоял Александру Лукашенко, широко известному как последний диктатор Европы.
Столкнувшись с таким же массовым ненасильственным протестом, как и те, которые привели к падению многих деспотов в этом столетии, режим ответил сразу же. Будто в сцене из европейского прошлого милиция напала на мирных демонстрантов. Я был жестоко избит. Сотни людей, в том числе моя жена и другие кандидаты в президенты были арестованы.
Меня бросили в «американку» - печально известную тюрьму секретной службы, которая по-прежнему называется КГБ. Милиция повредила мне ногу, но тюремщики не оказывали медицинской помощи. Мое физическое состояние ухудшалось из-за унизительных обысков с раздеванием, которые проходили в холодных камерах. Давление продолжалось, меня бросали из тюрьмы в тюрьму для того, чтобы изолировать от внешнего мира.
Хотя большинство демонстрантов были освобождены в течение нескольких недель, некоторым из нас, в основном журналистам, активистам и оппозиционным кандидатам в президенты, были предъявлены обвинения в подстрекательстве к беспорядкам или участию в них. За осуществление своих прав я был приговорен к пяти годам тюремного заключения. В апреле этого года, после 16 месяцев тюрьмы, был освобожден и вынужден просить политического убежища в Великобритании.
Моя жена, журналистка Ирина Халип, получила срок в виде двух лет лишения свободы с отсрочкой. Несмотря на заявления Лукашенко о том, что она может свободно приехать ко мне, милиция по-прежнему не разрешает ей с нашим сыном выехать из Минска. В отношении нее действует комендантский час, к ней регулярно поздно ночью приходят сотрудники правоохранительных органов, что пугает нашего сына.
Власти Беларуси продолжают удерживать политзаключенных, в том числе правозащитника Алеся Беляцкого, Николая Статкевича, который уже отбыл два года тюремного заключения из шестилетнего срока, который ему дали за участие в демонстрации после выборов, и молодежного лидера Змитера Дашкевича. Эти отважные люди - лишь некоторые из 14 политических заключенных в Беларуси, которые сегодня держат в невыносимых условиях за решеткой.
После жестокого разгона демонстрации 2010 года в отношении режима были введены мягкие санкции, но этого недостаточно. Сегодня, через два года после этого зверства, я призываю наших соотечественников-европейцев делать все, что необходимо для того, чтобы добиться освобождения узников совести. Подобная жестокая диктатура в Европе — позор для всего демократического мира. Белорусы заслуживают лучшего. Нам нужна ваша помощь и солидарность.
Андрей Санников — оппозиционный белорусский политик и бывший дипломат.