День защитника Отечества учрежден людьми, которые, по меркам любой официальной власти, вели пропаганду, прямо направленную против защиты Отечества.
23 Февраля, а в России теперь еще и выходной день, – один из самых странных праздников. Путаница смыслов в официальных праздниках вызвана путаницей идеалов и ориентиров в самой государственности. Народ разрешает этот клубок противоречий устранением всякого идеологического пафоса таких дат. По формальной логике, 23 Февраля — день рождения Красной (даже не Советской, потому что СССР еще не было) армии. Но Советской армии больше нет, потому что нет той страны.
Более того, российские власти назвали праздник Днем защитника Отечества. Однако празднуют его - в том числе и в Беларуси - по советской традиции в тот день, когда он был учрежден большевиками.
В результате получилось, что День защитника Отечества учрежден людьми, которые пришли к власти на лозунгах поражения собственной страны в Первой мировой («империалистической») войне и призывах солдат массово дезертировать из армии. То есть, по меркам любой официальной власти, вели пропаганду, прямо направленную против защиты Отечества.
Можно было бы теперь по инерции считать 23 Февраля днем Российской армии. Есть же отдельные профессиональные праздники у российских МВД и ФСБ, которые вроде тоже проходят по линии защитников Отечества. Но Российскую-то армию в этот день не учреждали. Как не учреждали и царскую, у которой тоже было немало славных побед. Считать царскую, советскую и постсоветскую историю армии единой историей было бы логично, раз уж нынешние власти вроде бы пытаются примирить красных с белыми и советскую империю с досоветской. Теперь в России, что было просто немыслимо даже еще лет 20 назад, снимается блокбастер «Адмиралъ», где Колчак практически герой и спаситель России, а не враг трудового народа.
Но кроме дня армии у разных военных уже есть собственные корпоративные праздники – День ВДВ, День авиации. День танкиста…
Народ, не отягощенный знанием истории и замученный постоянными колебаниями «генеральной линии партии», явочным порядком превратил 23 Февраля в банальный «день мужика».
Кстати, с этой народной точки зрения, праздник тоже не может быть днем армии, поскольку в армии есть и женщины, но их принято поздравлять 8 Марта. Этот праздник, к слову, тоже не воспринимается в исконном, от Клары Цеткин, суфражистском смысле как День борьбы женщин за равные права с мужчинами.
Народная логика «неважно, что мы празднуем, лишь бы был выходной» не годится для государства.
Потому что из набора праздников, как и из официального набора национальных героев, складываются принципы, по которым существует нация. Именно поэтому государству всегда нужно быть очень осторожным, учреждая или истребляя тот или иной праздник.
Как это случилось на наших глазах с фактической заменой празднования годовщины Октябрьской революции 7 Ноября (которая недавно была и для кого-то осталась «Великой», но для многих и «октябрьским переворотом») на совсем уж мутный и смутный День единства и согласия 4 ноября.
Основывать праздник единения нации на непроверенных событиях смутного времени, случившихся к тому же в далеком 1612 году, когда главными врагами российской империи выступали теперь уже совершенно не претендующие на глобальные роли в мировой политике Польша с Литвой, — слишком большая смелость, если не сказать наглость, для государства, надеющегося таким образом создать систему национальных ценностей.
Так что на самом деле (а «самым делом» в данном случае является именно бытовое, народное восприятие праздника) нет никаких оснований считать 23 февраля Днем защитника Отечества или каким-то патриотическим праздником. Учитывая его совершенно гендерную суть, с тем же успехом можно было назвать этот праздник, например, Днем самца-производителя.
Я не говорю, что мужчины не достойны своего отдельного праздника (хотя женщины, на мой взгляд, достойны его больше). Просто в контексте разительного несовпадения официального и реального, государственного и человеческого смысла Дня защитника Отечества можно было бы как-то уменьшить эту разницу. Назвать праздник Днем отца или Днем мужчины. Вместе с 8 Марта как Днем женщины или Днем матери это смотрелось бы логично и давало понять, что государство видит в нас не только электорат или пушечное мясо, но и отдельных людей – мужчин, женщин, отцов, детей, братьев, сестер.
Или, если уж мы хотим оставить 23 Февраля днем армии, так прямо и назвать его – День армии. Чтобы страна знала, что в этот день она поздравляет своих солдат — нынешних и бывших.
Если же говорить о Дне защитника Отечества – по сути, это вообще не праздник военных. Защищать Отечество могут отнюдь не только люди в погонах, не только солдаты, но и, например, те же политики и правозащитники, просто порядочные и совершенно гражданские люди, пытающиеся уберечь власть своей страны от глупостей, подлостей и преступлений.