Декрет № 9 президента Беларуси о запрете увольнения с деревообрабатывающих предприятий напоминает действия властей Мьянмы, подвергшиеся критике со стороны Международной организации труда и всего мирового сообщества, что привело к введению санкций, повлекших экономический спад и политическую изоляцию страны.
Об этом говорится в открытом письме лидера Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакову к Александру Лукашенко.
По его словам, декрет заставляет "людей работать путем насилия и "палочной" дисциплины". "Человечество давно миновало стадию рабовладения и крепостного права. История доказала, что такой труд совершенно неэффективен", - заявил он.
Шмаков подчеркнул, что работники должны быть заинтересованы в своей работе, благодаря достойной оплате труда, которая "не может никем насильственно отбираться". Он призвал отменить Декрет № 9, так как тот нарушает права человека, дискриминирует в сфере трудовых отношений и создает прецедент введения в стране принудительного труда.
Напомним, декрет №9 ограничивает трудовые права работников деревообрабатывающих предприятий. "Декретом предусмотрен перевод на контрактную форму найма работников организаций деревообрабатывающей промышленности", - сообщалось в пресс-службе президента 7 декабря.
Досрочное расторжение контрактов в период реализации инвестиционных проектов по инициативе работников допускается только с согласия нанимателя. Отказ нанимателя в расторжении контракта может быть обжалован председателю областного (Минского городского) исполкома. В случае нарушения работниками трудовых обязанностей и увольнения они должны возместить денежные выплаты, которые будут начисляться им дополнительно к зарплате.
Независимые профсоюзы и оппозиция крайне отрицательно отнеслись к принятию декрета, подвергли его резкой критике и заявили, что он нарушает нормы белорусского и международного права.
Однако Национальное собрание Беларуси 17 декабря приняло к сведению декрет президента №9 "О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности", проект постановления направлялся во все комиссии, и никаких замечаний по нему от депутатов не поступало. Министр Щеткина, представлявшая документ депутатам, утверждала, что "возмущений со стороны работников нет".