После принятия указа № 214 «О временном установлении ставок ввозных таможенных пошлин на товары», датированного 21.04.2009, прошло уже чуть более трех месяцев.
Больше всех от указа пострадали производители и продавцы бытовой техники и аудио- и видеоэлектроники. Причем ситуация в этой отрасли издавна была непростой. Техника, которая продавалась в нашей стране, всегда была дороже, чем в соседних России и Украине. Это явление породило такое направление деятельности, как нелегальный ввоз в Беларусь телевизоров, стиральных машин, варочных панелей и прочей аппаратуры, отмечает «Интерфакс». Работникам официальных представительств крупнейших компаний с мировым именем удалось наладить работу розничных сетей таким образом, что цены потихоньку начали снижаться.
По словам начальника управления организации потребительского рынка непродовольственных товаров министерства торговли Нины Пашко, импорт бытовой техники в первом полугодии 2009 года сократился на 50%. Из этих шести месяцев последние три - это время, прошедшее с момента увеличения пошлин.
Вот только речь идет о так называемом «белом» импорте. То есть о товарах, попавших в Республику Беларусь по официальным каналам и реализуемых через розничные магазины. А существует еще и «серый» импорт, когда товары ввозятся в страну, минуя таможню и прочие государственные органы контроля и надзора. И в этом случае учет никто не ведет.
По своим характеристикам такие товары ничем не отличаются от «белых», так как приобретаются вполне себе официально у российских дистрибьюторов, только попадают они к нам не в фурах и контейнерах, а на заднем сиденье минивэна в частном порядке. Кроме того, на них не распространяется официальная гарантия, действующая в нашей стране. То есть в случае поломки или полного выхода из строя отвечать перед потребителем будет не торгующая организация в связке с представительством, а ИП «Васильки и ромашки», люди из которого отправят сломанную технику непонятно кому.
Реальные факты сейчас таковы: официально импорт техники снизился на 50%, а размер «серого» в связи с этим, наоборот, вырос. В связи с этим цена на «белый» телевизор или холодильник в данных условиях стала значительно превышать цену на аналогичный «серый» товар, чего не было ранее - и в том была заслуга официальных поставщиков техники, которые при этом делали отчисления в казну. А сейчас государство как раз недосчитывается этих самых 40%, на которые повысило пошлины и которые хотело бы получать.
Арифметика здесь проста. Если взглянуть на цены в интернет-магазинах, то можно увидеть, что один и тот же товар стоит по-разному. К примеру, плазменный телевизор LG 50PG100R на сайте крупной торговой сети оценивается в Br5 290 000 (что в пересчете по сегодняшнему курсу доллара эквивалентно $1884), а самое дешевое предложение в Интернете на эту модель составляет Br3 480 000 (или $1210). Между прочим, на такую сумму разницы в цене можно купить отличную стиральную машину. Первый телевизор в данном случае ввезли официально и заплатили все немалые пошлины, а второй, с вероятностью 100%, попал в Беларусь из России - нет границы, нет и никакого контроля. Только первых было продано, допустим, две единицы, а других - 20 штук. И значит, с первых двух ТВ в казну поступило около Br2 400 000, а с остальных - ноль. А если бы пошлины не были повышены, то с 22 проданных в торговой сети телевизоров размер пошлины составлял бы почти Br26 400 000. К тому же с проданных «серых» телевизоров в казну не поступают налоги. Приведенные цифры - условные, но по ним можно судить о масштабах.
Кстати, подобных примеров можно найти сотни, если не тысячи. Покупателю безразлично, что и как приобретать. Для него существуют такие первоочередные понятия, как доверие к торговой марке и стоимость товара. Ну, и гарантийные обязательства тоже. Только при такой разбежке в ценах рука тянется к кошельку, и на неофициальную гарантию люди уже не смотрят. Были бы пошлины меньше, покупателю было бы выгоднее приобретать «белый» товар, а поток поступлений в бюджет государства был бы стабильным.
Если взять в качестве примера все выпускаемые телевизоры, то их можно разделить на четыре вида. Жидкокристаллические, плазменные, OLED и морально устаревшие - с электронно-лучевой трубкой. В указе нет ни слова о OLED (ввиду новизны товара), но среди прочих упоминаются плазменные ТВ. Однако отечественные производители их не выпускают, а значит, технология, которую развивают компании Pioneer, Hitachi, Samsung и LG, не конкурент отечественным производителям, которые делают кинескопные и ЖК-телевизоры. Но, тем не менее, в коде ТН ВЭД 8528 72 200 1 написано: «Аппаратура приемная для телевизионной связи прочая, цветного изображения, включающая в свой состав видеозаписывающую или видеовоспроизводящую аппаратуру, с жидкокристаллическим или плазменным экраном». Пошлина на данную группу товаров составляет 40%, но не менее ?200 за одну единицу товара. То есть и без того отнюдь не дешевые плазменные телевизоры, к тому же не выпускаемые здесь, подорожали только из-за того, что они просто входят в ту же группу товаров, что жидкокристаллические. Купит ли их народ при таких условиях? Очевидно, ответ будет отрицательным. Потому что дорого.
В нашей стране открыто очень мало представительств производителей аудио- и видеотехники, средств связи. Это Samsung, LG, Philips, Bosch, Siemens, Xerox. Такие компании, как Sony и Sony Ericsson, JVC, Panasonic, Pioneer и другие, никогда тут не присутствовали, и в лучшем продажи техники этих марок на нашем рынке курировалась из Москвы или Киева. А в Nokia некоторое время назад вообще решили закрыть собственное представительство в Беларуси. И что обидно, в свете последних событий работа официальных структур в нашей стране может стать нецелесообразной. Но люди, трудящиеся там годами, налаживали официальные схемы ввоза и поддерживали розничные сети. После вступления в силу указа в некоторых представительствах последовали увольнения, а кому-то пришлось даже переехать в другой офис, чтобы меньше платить за аренду. Здесь все взаимосвязано: прибыли значительно снизились, зато поток «серого» импорта, уменьшившийся в последние годы, наоборот, стал расти.
В узких кругах уже ходят слухи о скором закрытии представительства одного из крупнейших производителей. В масштабах продаж техники Беларусь это капля в море. Конечно, это все равно что сравнивать килограммы и километры, но выручка Samsung в первом квартале 2009 года составила $21 млрд, в $26 млрд оцениваются объемы продаж продукции Philips, тогда как золотовалютные резервы Республики Беларусь равны примерно $3,9 млрд. Мы слишком мелкая сошка в обороте транснациональных корпораций, и там проще вообще исключить нас из списка стран, где открыты официальные представительства, чем терпеть убытки и преодолевать такие сложности.