США настаивают на немедленном и безусловном освобождении белорусских узников совести.
Новый временный поверенный в делах США в Беларуси Итан Голдрич в интервью БелаПАН рассказал, что омрачает двусторонние отношения, может ли Вашингтон повлиять на решение МВФ о выделении кредита Беларуси и будут ли Соединенные Штаты помогать белорусскому гражданскому обществу.
— Спасибо, что согласились встретиться для интервью. Прежде всего, позвольте выразить наши соболезнования в связи с трагедией в школе Ньютауна в Коннектикуте. После этого трагического происшествия в США опять возобновились споры о системе продажи оружия населению, многие говорят о необходимости пересмотреть эту систему. А каково ваше личное отношение к этой проблеме?
— Это сложный вопрос, по которому наше общество должно определиться. Президент Обама ясно выразил свою позицию, сказав, что сделает все возможное для того, чтобы предотвратить такие трагедии в будущем. И мы ждем, что наш президент возглавит усилия по решению этой проблемы.
— 6 ноября, в день выборов президента США, Александр Лукашенко заявил, что белорусско-американские отношения вряд ли изменятся, вне зависимости от того, кто из кандидатов победит. Однако некоторые белорусские политологи считают, что для официального Минска была бы выгоднее победа Митта Ромни, потому что он обещал проводить более критическую политику в отношении России, а противостояние Кремля и Белого дома, в том числе в вопросе размещения системы американской ПРО в Европе, выгодно белорусским властям. Насколько велико влияние российско-американских отношений на отношения США и Беларуси?
— Мы выстраиваем наши отношения с любой страной мира исходя из вопросов, характерных для данной конкретной страны. Политику в отношении Беларуси широко поддерживают обе основные партии в Конгрессе — республиканская и демократическая, которые внимательно следят за развитием событий в Беларуси.
Наши отношения с Беларусью омрачены специфическим аспектом — наличием политзаключенных, которые продолжают оставаться в тюрьме. В связи с этим освобождение и восстановление в правах всех политзаключенных стало основным необходимым условием для того, чтобы вернуться на тот путь, который обозначили госсекретарь Хиллари Клинтон и бывший министр иностранных дел Сергей Мартынов в совместном заявлении в декабре 2010 года. Тогда они сказали, что большее уважение демократии и прав человека остается центральным вопросом для улучшения двусторонних отношений, и это важно как для Беларуси, так и для ее граждан.
— Россия неоднократно заявляла, что примет адекватные меры в ответ на размещение элементов американской ПРО в Европе. Беларусь позицию России поддерживает. Не опасаются ли США в связи с этим эскалации напряженности в регионе?
— Мы остаемся приверженными поискам путей сотрудничества в сфере ПРО с Россией, стремясь найти приемлемый для обеих сторон подход. По нашему мнению, сотрудничество с Россией способствовало бы укреплению безопасности, что будет выгодно и США, и России, и нашим европейским союзникам.
Система, о которой идет речь, задумана для того, чтобы противостоять ракетной угрозе из-за пределов Европы, и мы четко заявили, что у нас нет ни желания, ни намерений подорвать стратегический сдерживающий потенциал России. Официальные лица США и России продолжают обсуждать возможные элементы политического решения, которые открыли бы путь к практическому сотрудничеству с Россией по вопросу ПРО. Но, как подчеркнул президент, США и НАТО не пойдут на сдерживание или ограничение своей противоракетной обороны.
— Руководство Беларуси просит у Международного валютного фонда очередной стабилизационный кредит. Могут ли США как один из ключевых доноров фонда влиять на решения Совета директоров МВФ о выделении кредита той или иной стране?
— США являются одним из основных акционеров МВФ и обладают большим количеством голосов. Американский исполнительный директор представляет США в Совете директоров и, конечно же, голосует. Он руководствуется указаниями Госдепартамента и Министерства финансов США.
В случае с Беларусью существует принятый Конгрессом закон — Акт о демократии в Беларуси. Документ нацелен на продвижение демократии и уважения прав человека в Беларуси. Этот акт также содержит требование к Минфину США выступать против любой финансовой помощи в рамках любых международных финансовых институтов правительству Беларуси, за исключением прямой гуманитарной помощи белорусскому народу.
— Белорусские политзаключенные продолжают оставаться в тюрьмах, несмотря на призывы Запада освободить их. По мнению аналитиков, в своих отношениях с Вашингтоном и Брюсселем Минск используют политзаключенных как разменную монету. Например: вы отменяете санкции в отношении «Белнефтехима» — мы освобождаем экс-кандидата в президенты Николая Статкевича и т.д. Готов ли Вашингтон идти на такие пошаговые уступки ради освобождения конкретных политзаключенных?
— Прошло уже два года после событий 19 декабря 2010 года, вызвавших репрессии. Все это время мы последовательно и четко говорили о том, что не ведем торга по поводу освобождения людей, которые были несправедливо заключены в тюрьму. Наша политика в отношении этого вопроса четкая: освобождение и восстановление в правах всех политических заключенных. Именно это позволило бы нам вернуться на путь улучшения двусторонних отношений. Как вы знаете, по этому вопросу у США и Евросоюза единая позиция и скоординированная политика.
— На встрече в Астане 1 декабря 2010 года, которую вы упоминали, кроме всего прочего, США и Беларусь договорились реализовать проект в сфере ядерной безопасности. Предполагалось, что к 2012 году Беларусь ликвидирует запасы высокообогащенного урана, а США предоставят ей на эти цели техническую и финансовую помощь. Ситуация изменилась после президентских выборов в Беларуси 19 декабря 2010 года: Вашингтон возобновил режим санкций в отношении Беларуси, а Минск в ответ отказался от выполнения своих обязательств по вывозу обогащенного урана. Если бы сегодня Беларусь заявила о готовности вернуться к проекту, стали бы США сотрудничать, и если да, то на каких условиях?
— Ядерный терроризм представляет собой большую угрозу для международной безопасности. Президент Обама и еще 50 мировых лидеров приняли на себя обязательство делать все возможное, чтобы предотвращать ядерный терроризм и обеспечивать безопасность ядерных материалов.
В 2010 году госсекретарь Клинтон и тогдашний министр иностранных дел Мартынов подтвердили общую приверженность ядерной безопасности и нераспространению. Мы приветствовали в 2010 году заявление Беларуси о ее готовности избавиться от запасов высокообогащенного урана и были разочарованы, когда в 2011 году Беларусь заявила, что собирается приостановить сотрудничество с США в этой сфере.
Наше предложение по ликвидации запасов высокообогащенного урана остается в силе. Мы по-прежнему готовы оказать необходимую помощь и искренне надеемся, что Беларусь выполнит взятые на себя обязательства по ликвидации запасов высокообогащенного урана.
— Может ли белорусская демократическая общественность рассчитывать на увеличение поддержки со стороны США, и в какой форме может предоставляться такая помощь?
— США всецело поддерживают стремление белорусского народа иметь такое правительство, которое уважало бы демократические права и основные свободы. В ближайшей перспективе мы планируем предоставить значительную поддержку программам, нацеленным на создание площадки для свободного выражения политических взглядов, продвижения прав человека, поддержку гражданского общества и свободы СМИ. Мы также стремимся оказывать поддержку усилению роли предпринимательства, росту частного сектора, а также незащищенным группам населения, таким как, например, жертвы торговли людьми.