Конец года - всегда подведение итогов. Повспоминаем?
Несмотря на ставший уже привычным казарменный пейзаж, несмотря на то, что политическая жизнь на просторах РБ давно напоминает зловонное и лениво побулькивающее болото, несмотря на экономический кризис и всебелорусскую депрессию, уходящий год не стоит рисовать только чёрными красками.
Итак, главная новость года - древние майя пошутили. Вопреки их заявлениям, год 2012-й так и не стал последним в истории человечества. Конец света отменили. Позитив? Несомненно.
Ещё порадовал БАТЭ. Блистательная победа со счётом 3:1 над «Баварией». Это было реально круто. Чудо да и только!
Что ещё хорошего было?
Несмотря на усилия различных ведомств, мы с вами все ещё на свободе и даже не лишены возможности излагать свои мысли по поводу всебелорусской казармы, в которой живём.
Это тоже огромный плюс.
Теперь о грустном.
На 18-м году от диктатуры веет затхлостью и вторичностью. Тотальное дежавю. Благополучно проведенные выборы под чутким руководством Лидии Ермошиной? Так это уже было! И не раз! Результаты неизменны и известны задолго до дня голосования.
И это событие года? Надоело!
Попытки попеременного заигрывания с Западом и Востоком? Жесткие разносы чиновников и многочасовые говорильни-пресс-конференции? Попытки начать торговлю политзаключёнными?
Всё это мы уже видели и даже привыкли.
Поэтому назвать 2012-й годом Александра Лукашенко уж точно нельзя. Чем-то удивить или заинтересовать население ему не удалось. Граждане тихо, покорно, но в большинстве своем безрадостно выполняли в 2012-м его традиционно мудрые предписания, своевременные указания и правильные распоряжения. Причём, делали это часто с фигой в кармане.
Пресловутая белорусская стабильность в 2012-м настолько стабилизировалась, что стала самым настоящим застоем. А поскольку, в отличии от эпохи «дорогого Леонида Ильича» (для молодёжи поясню: был такой в СССР правитель, который руководил страной 18 лет и был вынесен со своей должности вперёд ногами), у нас есть Интернет, а значит свободный обмен информацией не запретишь, то «действительность-2012» напоминала собой желтую прессу.
Время краснознамённых энтузиастов типа «Советской Б.» образца 90-х годов уже безвозвратно прошло, а время чего-то нового пока не настало. Поэтому год 2012-й представляется мне эдаким хорошо свёрстанным таблоидом, где есть всё, что должно быть в уважающем себя таблоиде, т.е. «скандалы, интриги, расследования» плюс щепотка «клубнички».
Грустно, но факт. Общество в 2012 году было сведено до роли читателя таблоида, безвольно поглощающего очередные скандалы и не имеющего на «звездную действительность» никакого влияния.
Скандал года – расстрел Владислава Ковалёва. Признаюсь, я до конца верил, что Лукашенко проявит великодушие и сохранит ему жизнь. В пользу именно такого решения склоняли и обвинение, построенное на сомнительных доказательствах, и реакция общества на процесс над «витебскими террористами», и популизм Лукашенко, делающий его склонным к заигрыванию с общественным мнением...
Если другой обвиняемый - Дмитрий Коновалов - мог иметь какую-то связь со взрывом в метро, то Ковалёв даже в обвинительном заключении представал перед нами человеком, который просто пил водку не в том месте и не в то время. Вспомните, что ему поставили в вину: дал сим-карту, помог поднести сумку, шушукался за ширмой...
Разве за это расстреливают? Оказалось, ещё как расстреливают!
На 18-м году своего правления Лукашенко позволил себе впервые утвердить расстрельный приговор, который воспринимался обществом в штыки.
Очень хочу ошибиться, но сигнал крайне скверный.
Тенденция года – система погружается в маразм. Дерзкая акция шведов из Studio Total спровоцировала ступор белорусской системы. Вспомните гробовое молчание, а потом нахальную ложь, которая лилась на нас через госСМИ после «плюшевого десанта». Шведы не только показали всему миру истинную мощь хвалёной белорусской противовоздушной обороны. Они «подвесили» систему и принудили её совершать безрассудные и непропорциональные действия. Арест Антона Суряпина за фотографии плюшевых медведей удивил даже видавших виды правозащитников из «Международной Амнистии» и совершенно справедливо был назван самым абсурдным арестом в мире.
Дальше было ещё веселей.
Экономический кризис загнал Лукашенко в такой угол, что он «ударил по штабам», объявив беспрецедентное сокращение всех и вся. В 2012 году запланировали сокращение чиновников, КГБ-шников, сотрудников других силовых структур и даже тружеников агитпропа.
На власть предержащих напал панический страх. Наиболее ярким его проявлением стала сожженная деревня Павловичи под Витебском, которую таким образом «упорядочили» к визиту Лукашенко. В далёком советском детстве на уроках истории нам рассказывали про сожженные немцами деревни и говорили, что такого на нашей земле больше никогда не повторится.
Теперь получается, что врали.
Человек года для меня - это собирательный образ белорусского политзека. Это Микола Статкевич, это Змицер Дашкевич, это Николай Автухович, это Алесь Беляцкий. Это все те, кто сейчас безвинно по приговору несправедливого суда томится в тюрьмах и колониях.
Пояснять этот выбор дополнительно, я думаю, не надо.
Фальсификация 2012 года – отборочный тур «Евровидения». В уходящем году у лучезарной Лидии Ермошиной, этой неистовой феи всенародного волеизъявления, наконец-таки появились достойные конкуренты. Экс-министр культуры Павел Латушко и всё ещё действующий руководитель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько погорели на фальсификации народных СМС. В угоду одному из олигархов были сфальсифицированы результаты отборочного тура «Евровидения». Однако достичь высот несравненной Лидии Михайловны конкурентам не удалось. По-крайней мере, не с первого раза.
Жесточайший лидер жесточайше отчитал жесточайших фальсификаторов. Но никто ведь не обещал, что будет легко.
И только конец 2012 года принёс-таки желанный результат – красивая голубоглазая блондинка едет-таки на «Евровидение-2013». Скромный белорусский олигарх продемонстрировал своё могущество. Этим разом претензий не было.
Могут ведь черти, если захотят!
Ну и последнее - какой таблоид без «клубнички»? Год 2012-й порадовал глаз неожиданными эротическими выкрутасами ранее предельно консервативной белорусской промышленности. Сердца директоров отечественных предприятий уверенно завоевывают календари с обнажёнными сотрудницами.
В 2012 в атаку пошел Белорусский металлургический завод, вслед за ним эротикой взорвали массовое сознание белорусские монтажники и производители электрооборудования.
Такой неожиданный секс-прорыв чем-то иным, как упадническими настроениями в среде белорусского директората, объяснить невозможно. «Последний день Помпеи» да и только!
Таким вот был 2012-й. Год застоя и скандалов, «плюшевого десанта» и фальсификаций, несостоявшегося конца света и красивой победы БАТЭ.
Теперь посмотрим каким будет 2013-й! С наступающим!
Анджей Почобут, специально для charter97.org