Несмотря на стабилизацию экономической ситуации в Беларуси, внешние наблюдатели не торопятся делать положительные выводы.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s в свежем отчете, который посвящен оценке страновых рисков белорусских банков, указывает, что «стабилизация макроэкономических условий в Беларуси остается неустойчивой». Эксперты рейтингового агентства оценивают страновые риски для белорусских банков как «чрезвычайно высокие», пишут «Белорусские новости».
Экономические и политические риски
Рейтинговое агентство Standard & Poor`s по-прежнему держит Беларусь в группе стран с самым высоким уровнем экономического риска. Напомним, что в этой группе стран Беларусь оказалась в ноябре 2011 года после двух шоков на валютном рынке, выразившихся в резкой девальвации национальной валюты.
Кредитный аналитик Standard & Poor’s Сергей Вороненко говорит, что 2012 год был периодом макроэкономической стабилизации в Беларуси, однако пока решение о переводе республики в категорию стран с меньшим уровнем экономическим рисков не может быть принято.
«Сигналы стабилизации белорусской экономики мы отмечаем в своих отчетах. Однако когда мы оцениваем уровень страновых рисков, нам необходимо видеть, что стабильная экономическая ситуация выдержана во времени и будет такой же оставаться в дальнейшем. Пока мы не можем сделать таких выводов о ситуации в Беларуси, поэтому и не можем принимать сегодня каких-то положительных рейтинговых решений», — сообщил Сергей Вороненко.
В декабрьском отчете, который посвящен оценке страновых рисков банковского сектора Беларуси, аналитики Standard & Poor’s справедливо отмечают, что в республике сохраняются планы возврата к стимулированию экономического роста, которые реализовывались до 2010 года и привели к валютно-финансовому кризису.
В отчете рейтингового агентства также указывается, что наряду с экономическими существуют и политические риски для белорусских банков.
«Уровень политических рисков в Беларуси остается очень высоким. Почти все решения принимает Александр Лукашенко, который является главной фигурой в политической системе Беларуси с 1994 года. По нашему мнению, это снижает предсказуемость политического курса правительства», — говорится в отчете Standard & Poor’s, появившемся в последних числах декабря.
По оценке экспертов агентства, белорусская банковская система характеризуется по меньшей мере «умеренным» уровнем стабильности. Основные риски, по мнению аналитиков рейтингового агентства, которые касаются банковского сектора Беларуси, связаны с макроэкономической средой в стране.
«Макроэкономическая составляющая имеет очень большое влияние на банковский сектор Беларуси. Это, прежде всего, обусловлено тем, что государству принадлежат крупнейшие банки, которые контролируют около 70% всех активов. Те правила игры, которые существуют в банковском секторе, устанавливаются государством, в финансовой силе которого у нас нет сегодня достаточной уверенности, что и отражено в наших страновых и банковских рейтингах (B-)», — говорит Сергей Вороненко.
Тем не менее, аналитики рейтингового агентства ожидают (согласно базовому сценарию), что Беларусь все-таки сможет рефинансировать внешние обязательства и своевременно рассчитаться с кредиторами в 2013 году. Если же этого по каким-то причинам не произойдет (стрессовый сценарий), проблемные активы в банковской системе могут существенно возрасти.
«В случае наступления стрессового сценария проблемные активы в банковской системе растут, такая закономерность свойственна для всех стран. Если говорить применительно к Беларуси, то любые шоки на валютном рынке, которые свойственны вашей стране, могут вызвать рост проблемных активов. В одних случаях, как показал 2011 год, заемщики просто не могут купить валюту, чтобы рассчитаться по кредитам, в других — цены становились настолько высокими (после девальвации), что у заемщиков возникали проблемы со сбытом, и это также вело к росту проблемных активов», — вспоминает Сергей Вороненко.
Тот факт, что Standard & Poor’s продолжает относить Беларусь к числу стран с самым высоким экономическим риском, негативно влияет на возможности белорусских банков привлекать внешнее финансирование. В первую очередь это ведет к существенному удорожанию внешних заимствований на европейских рынках. Кроме того, европейские банки нередко ограничивают объем финансовых ресурсов, которые могут быть выделены стране с высоким уровнем экономических рисков.
«Правда, на Беларусь позитивно влияет тот уровень финансовой поддержки со стороны российских банков, дочерние структуры которых осуществляют операционную деятельность на территории Беларуси. С учетом интеграционных связей, которые существуют между Беларусью и Россией, многие российские игроки финансового рынка лояльно относятся к тем рискам, которые существуют на белорусском рынке», — резюмировал Сергей Вороненко.
Белорусская стабильность остается хрупкой
Отчет о страновых рисках белорусских банков, подготовленный Standard & Poor’s, отражает существующие сомнения внешних наблюдателей в устойчивости экономической стабильности, которая сложилась в Беларуси.
Следует отметить, что и другие международные организации, которые пристально следят за состоянием финансового рынка Беларуси, выражают схожие сомнения.
По мнению экспертов рейтингового агентства Fitch Ratings, белорусская «макроэкономическая стабильность является довольно хрупкой». В декабрьском сообщении аналитики агентства обращают внимание на относительно быстрый рост кредитования в Беларуси и опережающий рост заработной платы, не подкрепленный ростом производительности труда.
«Данный момент в сочетании со значительными выплатами валютного долга в 2013 году, в частности МВФ, может снова оказать давление на курс национальной валюты», — говорится в сообщении агентства Fitch Ratings.
Международный валютный фонд в своем декабрьском сообщении также выражал опасения, связанные с сохранением макроэкономической стабильности в Беларуси.
По мнению фонда, поставленные белорусскими властями на 2013 год «чрезмерно высокие целевые показатели экономического роста могут ослабить состояние платежного баланса, подстегнуть инфляцию и создать угрозу для устойчивости долговой ситуации».
Таким образом, главный риск, который усматривают внешние наблюдатели — возврат к прежней практике выполнения директивных показателей, когда плановые цифры становятся бóльшим приоритетом для государства, чем макроэкономическая стабильность.