Белорусская Деловая газета поздравляет всех православных со светлым праздником Рождества Христова! Накануне к белорусам с Рождественским посланием обратился Митрополит Филарет.
«Понимая это воистину вселенское значение Боговоплощения, мы в то же время ощущаем, что оно обращено к каждому из нас. От волхва, носителя власти и знания, до скромного пастуха — каждый призван услышать Благую весть. И это потому, что сердце человека — основание, на котором держится благополучие мира и с которого, напротив, начинается его разрушение.
Господь сотворил нас по Образу Своему, чтобы мы уподоблялись Ему. Но чудо творения человека заключается в том, что Бог дает нам возможность самим определиться: желаем мы идти к богоподобию или нет. Свобода есть величайший дар, но и тяжкое бремя для тех, кто не готов понять ее как условие любви.
Воплощение Христа Сына Божия — свободное действие любящего Бога. И его смысл — восстановить свободу человека в ответной любви.
Евангелист Лука рассказывает, как Святое Семейство, выйдя из Назарета для участия в переписи, ищет крова в Вифлееме. И мы видим за этим описанием, как Господь ищет место, чтобы явить Себя. Но все вифлеемские дома оказываются заняты.
Что может быть красноречивее? Дома и комнаты, которые являются образами человеческой души, заполнены. И не так уж и важно — кто поселился там, какими мыслями и чувствами полны души, если в них не находится места для Творца.
Но вот чудо милосердия Божия! Избрав Себе Матерью смиренную Деву, Он не гнушается быть рожденным в вертепе, в обыкновенном загоне для скота. Даже если род человеческий не готов к торжественной встрече Бога, Он все равно придет, облаченный в кротость и смирение! «Тайно родился Ты в пещере, — свидетельствует Церковь и сразу же добавляет: — но небо о Тебе всем провозгласило» (великая вечерня, тропарь, глас 6).
Боговоплощение освящает пещеру нашего внутреннего мира, созидая из нее царственные чертоги. Как поется за рождественским богослужением: «Настало время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог приятный, пещера Царице была показана» (тропарь шестого часа навечерия Рождества Христова).
Любовь Бога, доходя до крайнего смирения, ждет от человека ответного шага. Но, обращаясь к свидетельству евангелиста Матфея, мы обнаруживаем, что Рождество Христово не всем принесло радость. Ревность и зависть, порожденные гордыней, не позволили принять Благую весть царю Ироду. Более того, он стремится сделать все, чтобы не допустить вхождения Бога в историческую плоть мира, — Ирод велит убить всех младенцев, рожденных в Вифлееме.
Отчего же сердце человека так по-разному реагирует на явление Света, на приход в мир Творца? В аскетической литературе силы нашей души порой уподобляются животным. Вол и осел из Вифлеемской пещеры, которых мы видим на иконах, кротко признали в Бого-младенце своего Хозяина. Но мы знаем и об аспиде и василиске (см. Пс. 90: 13), обитающих в сердце человека. Именно о них в Писании говорится: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15: 19).
Поэтому, стоя ныне перед яслями Христа, нам нужно рассмотреть движения собственного сердца.
Что в нем: кротость или ропот, славословие или досада, благодарность или желание уязвить ближнего?
Многие мудрецы пытались облегчить человеку это страшное бремя выбора, подсказывая и объясняя необходимость следовать добру. Но наше сердце знает: настоящий выбор всегда происходит в одиночестве, и за нас его не совершит никто другой. Социальный статус не снимает ответственности за принятые решения, равно как и отсутствие статуса не оправдывает нерешительности и пассивности перед лицом зла.
В этом году во всем мире будет отмечаться 1700-летие решения, которое воистину изменило ход истории. В 313 году император Константин издал знаменитый Миланский эдикт, за которым последовало постепенное становление христианства в качестве господствующей религии Римской империи. Это решение было принято не случайно: оно осуществилось на фоне и под воздействием определенных политических, экономических, общественных обстоятельств. Но Церковь увидела, что все грани этого решения были освящены личной верностью императора Христу, и именно поэтому прославила Константина в лике святых.
Годы шли, и наряду с несомненными благами, принесенными Церкви Миланским эдиктом, стало очевидно, что в среде христиан вера начала постепенно охладевать. Христианство выбирали не только как путь спасения, но и в знак лояльности к властям, ради доступа к государственным привилегиям.
Дорогие братья и сестры! Книгу истории пишут человеческие сердца. И то, что происходило 1700 лет назад, происходит и в наши дни.
Благодарение Богу, в Беларуси добрые отношения между государством и Церковью. Мы развиваем сотрудничество, общаясь на языке нравственных ценностей. Но сегодня важно помнить, что христианство имеет дело не только с общностью людей: оно обращено к каждой отдельной личности. Господь ждет от нас решения: впустим ли мы Его в наше сердце или оно окажется занятым заботами века сего. Есть ли у нас золото веры, ладан молитвы и смирна покаяния (см. Мф. 2: 11), чтобы достойно встретить Творца?
На эти вопросы каждый отвечает сам. Но сегодня хочется всех призвать поклониться Христу, чтобы плоды Его любви ощущались в каждом доме, в каждой семье. Вот эти плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22, 23).
Каждый человек хочет любить и быть любимым. Пусть же эти святые дни Рождения Господа во плоти станут для нас поводом поделиться богатством наших душ с ближними. Пусть Вифлеемская звезда укажет каждому из нас путь в сердца наших родственников и коллег, наших соседей, друзей и врагов, ибо там, в сердце, — Христос Бог наш. Оставим прошлые горечи и обиды и устремимся в будущее. Ведь с нами Бог, Ему принадлежат и время, и пространство. Где Дух Его любви, там и дом наш.
Паки и паки приветствую вас, дорогие белорусы, живущие за пределами Отечества, и желаю вам ощутить в рождественские дни единство народа Божия, над которым не властны любые расстояния.
Мир вам от Господа, дорогие братья и сестры».