И Россия, и Европа должны реально оценивать режим Лукашенко.
Об этом заявил в интервью Deutsche Welle экс-кандидат в президенты Беларуси и координатор гражданской кампании "Европейская Беларусь" Андрей Санников. По его мнению, жесткие санкции ЕС опасны не для белорусского народа, а для диктатуры, которая переносит репрессии тюремной зоны на все общество.
Санников был арестован в ночь на 20 декабря 2010 года после разгона в Минске массовой акции протеста против фальсификации итогов выборов президента. В мае 2011 года суд признал его виновным в организации массовых беспорядков и приговорил к 5 годам колонии усиленного режима. Правозащитная организация Amnesty International объявила Андрея Санникова узником совести.
В апреле 2012 года Санников был освобожден на основании указа президента страны Александра Лукашенко о помиловании. В сентябре 2012 года он получил убежище в Великобритании. Его жена, журналистка Ирина Халип, тоже обвиненная в организации массовых беспорядков, находится в Минске под домашним арестом.
- Какими вам видятся издалека события в Беларуси?
- В белорусской экономике и политике сложилась ситуация полного абсурда. Даже чиновники в правительстве понимают, что без реформ страна никуда не двинется. В то же время меры предпринимаются абсолютно противоположные, ведущие в тупик.
Неразумные действия власти диктует страх, потому что прежней поддержки населения уже нет. При этом надежды у режима все те же: поможет Россия, поможет Запад, покупая нефтепродукты. Расчет диктаторской системы простой, как мешок с луком. Ей необходимы деньги, а не экономика, которая их зарабатывает. Кредиты идут на содержание репрессивной машины, в производство ничего не вкладывается.
- Но Москва предлагает Минску дотации в рамках Единого экономического пространства и будущего Евразийского союза. В какой степени отвечает интересам Беларуси курс на углубление евразийской интеграции?
- Я не знаю, что такое Евразия, по каким правилам она живет, какие там действуют политические механизмы. Я знаю, что такое Европейский Союз, мне понятны его принципы, и я остаюсь приверженцем интеграции Беларуси с Европой, которая была бы выгодна и России.
Пока же я вижу, что отношения с Москвой у Минска выстраиваются по принципу того же абсурда. Россия хочет контролировать экономику Беларуси, со стороны белорусской власти это только игра, поиски денег. Но именно за интеграционную риторику и отказ от сотрудничества с Западом режим получает дотации. Хотя Кремль не может не понимать, что с таким партнером, как Лукашенко, дело иметь нельзя.
- Как вы относитесь к утверждениям некоторых западных экспертов, что разнополярный мир следует воспринимать как данность и потому не стоит форсировать события с помощью тех же санкций.
- Это свидетельство того, что на Западе есть сильное лобби Александра Лукашенко. Диктаторские режимы выгодны и цивилизованным странам, когда бизнес стремится сделать "быстрые деньги", не заботясь о прозрачности ведения дел. Белорусская власть такие возможности дает, поэтому лоббисты будут продвигать свои интересы. Это особенно заметно со стороны Литвы, Латвии и Польши.
Но откуда эти эксперты вещают? Из комфортных для проживания демократических государств, где их права защищены, где им ничего не угрожает, где за свои взгляды они не попадут за решетку. Пусть они поживут в Беларуси как рядовые граждане, посидят в тюрьмах, где я видел издевательства над невинно осужденными, хотя даже преступники не заслуживают такого отношения.
Опыт тюремной зоны белорусская власть переносит на все общество. Это тотальное введение системы наказаний, ведь в суд тащат не только оппозиционеров, а просто за размещение фотографий в интернете, за мнение, высказанное в блоге.
- Что могло бы сплотить белорусскую оппозицию, пытающуюся определить принципы выдвижения единого кандидата на выборах президента 2015 года?
- Ситуацию в стране могли бы исправить свободные выборы под международным контролем. Но стоит подумать - возможно ли это? А пока было бы правильнее менять логику действий и исходить из того, что избирательного процесса в стране нет. Поэтому сами по себе попытки оппозиционеров привести к единому знаменателю силы, разные по весу в обществе и по своему потенциалу, будут неэффективными.
Одним из уроков 2010 года для оппозиции могло бы стать проявление высокого уровня солидарности общества, несмотря на жесткие репрессии. Сейчас важнее всего объединение на основе солидарности с теми, кто сидит в тюрьмах, важна помощь их семьям. Это самое ценное, что нужно сохранить, а не затевать игру в единого кандидата, которая поставит оппонентов власти под еще более строгий контроль спецслужб.
- Чем мог бы помочь Евросоюз демократическому сообществу Беларуси?
- Прежде всего принципиальным отношением к диктатуре. Потому что, с одной стороны, на нее наклеен ярлык "последняя в Европе". С другой, с этим последним диктатором европейцы пытаются вести цивилизованные переговоры. А это взаимоисключающие вещи.
Я не соглашусь с тезисами, которые выдвигают Запад и некоторая часть оппозиции, - что широкомасштабные санкции в отношении режима толкнут Беларусь в объятия России. Как можно говорить об эффекте того, что еще не попробовали? Пока большая часть поступлений от белорусского экспорта приходится на Евросоюз, о чем с гордостью сообщает официальный Минск.
Не надо хныкать, что жесткие меры повредят белорусскому народу. Больше всего ему вредит диктатура. Ситуация ненормальная не только для белорусов - для всего демократического мира она также небезопасна. Ведь диктаторы быстро кооперируются во всех сферах, будь то незаконная торговля оружием, наркотиками, людьми, человеческими органами. Это и есть подрыв международной безопасности, о которой все так пекутся. Так что Европе давно пора прекратить подкармливать режим, чтобы не усиливать ось зла.