То, что правитель сам вспомнил о политзаключенном, может быть связано с переговорами, которые велись министром Макеем с европейскими дипломатами.
Такое предположение высказал в интервью сайту charter97.org правозащитник Валентин Стефанович.
«То, что Лукашенко спросил, выпустили ли Алеся Беляцкого, - дешевый популизм. Он отлично знает, где тот находится. Лукашенко не в первый раз называет его имя в своих публичных выступлениях, заявляя при этом, что политзаключенный сидит якобы за экономические преступления. То же самое постоянно говорится международным дипломатам, комиссии ООН. При этом власти отлично знают настоящие причины его ареста.
Вопрос политзаключенных, в том числе Беляцкого, звучал во время встреч, которые проводил министр иностранных дел с послами стран ЕС накануне Нового года. Возможно, Лукашенко и вспомнил о нем из-за того, что эта тема для белорусских властей постоянно на слуху», - сказал Валентин Стефанович.
Правозащитник уверен, что властям все-таки придется пойти на освобождение политзаключенных ради нормализации отношений с ЕС.
«Как показывает опыт 2008 и 2011 годов, политические узники могут выйти на свободу и без выбивания из них прошений на имя диктатора. А власти понимают, что решать эту проблему все равно придется», - заявил он.
Также правозащитник прокомментировал слова правителя, сказанные им в ответ на вопрос о пытках в минских отделах милиции и КГБ.
«Силовые структуры, МВД — закрытая система, получить оттуда какую-либо информацию невозможно. То, что там пытают людей, - не секрет даже с учетом того, что люди боятся рассказывать об этом. Тем не менее, только за последний год стали известны несколько громких случаев — два в Ленинском РУВД, Витебск. Можно вспомнить дело в Белыничах, где адвокат смог доказать применение пыток во время следствия, свидетельства политзаключенных.
Виновные в этих преступлениях наказания не понесли, поэтому и слова Лукашенко о том, что эти вопросы нужно адресовать Генпрокурору, ничего не значат. Отсутствие информации, закрытость рождают безнаказанность, а следствие безнаказанности — вседозволенность», - заявил Валентин Стефанович.
Напомним, сегодня во время пресс-конференции Лукашенко сам вспомнил об Алесе Беляцком, а вопрос о пытках фактически оставил без ответа.