Несмотря на отсутствие в Бресте вакансий учителей-предметников, местный вуз продолжает массово готовить педагогов узкого профиля.
Наглядным подтверждением сложившейся ситуации может служить история Сергея Осипова, который после окончания географического факультета Брестского госуниверситета имени Пушкина вот уже более пяти лет тщетно пытается найти работу по специальности. За этот период педагог-географ с высшим образованием вынужден работать где угодно и кем угодно, но только не в школе, передает корреспондент charter97.org.
Любопытно, что пока Сергей заочно учился в вузе, он успел приобрести необходимый опыт работы в педагогическом коллективе. По словам Осипова, без отрыва от учебы он начинал лаборантом в кабинете физики, порой подменяя учителя этого предмета. Затем был лаборантом в кабинете химии в лицее, вел предмет «Вселенная», а в течение двух с половиной лет преподавал и «родную» географию в одной из брестских школ, подменяя учительницу, ушедшую в декретный отпуск.
Однако эти 2,5 года оказались последними в его педагогической карьере: коллега из декретного вышла, после чего Сергей был вынужден покинуть школу. Как выяснилось позже, надолго. Педагог с высшим образованием и стажем работы оказался невостребованным, а все попытки найти место в учреждениях образования по специальности сталкивались с набившей оскомину фразой - «вакансий нет».
Вместо работы по специальности в управлении образования Сергею Осипову предложили на выбор следующие вакансии - социальный педагог в вечерней школе (0,5 ставки), педагог-организатор в школе и воспитатель в садах областного центра либо в деревнях. Как резонно замечает Сергей, эти специальности требуют совершенно другого образования и иной подготовки.
Всё же одну из вакансий – поработать лаборантом в школе – Осипов воспринял с энтузиазмом, пока не узнал, что месячный заработок не превысит 1 миллиона рублей, а только одна поездка на маршрутке к месту трудоустройства составляет 3 тысячи. Вот и получается, что сейчас трудовая книжка Сергея Осипова «расписана» различными местами работы и специальностями. Он был дворником в саду, рабочим на заводе металлоизделий, грузил поддоны, попробовал себя в роли социального педагога в центре коррекционно-развивающего обучения и, конечно, состоял на учете в службе занятости. Где ему постоянно предлагали вакансии, никак не связанные с полученной в вузе специальностью.
Дабы не растерять полученные в университете знания, Осипов еще в 2011 году составил книгу «История географических открытий», отрывки из которой начали публиковать в специализированном журнале «Геаграфiя. Праблемы выкладання». Получается, что там его навыки как географа востребованы, а вот в родном городе Бресте – нет.
Ни к чему не привели и обращения молодого педагога в Министерство образования с просьбой решить вопрос о трудоустройстве. Оттуда письмо Осипова «спустили» в управление образования Брестского облисполкома, где отреагировали следующим текстом:
«В учреждениях образования, расположенных на территории Бреста и Брестской области, на протяжении последних трех лет наблюдается избыток учителей географии. Заявка учреждений образования области в 2010/2011 учебном году на молодых специалистов по специальностям «География», «География. Биология» составляла 7 человек, был направлен 21; в 2011/2012 году – 13 человек, было направлено – 34; на 2012/2013 год заявка составляла 11 человек, направлено – 30».
Как стало известно charter97.org, мало что изменилось и в плане набора новых студентов в БрГУ имени Пушкина, который когда-то заканчивал сам Осипов. Согласно официальным данным, в нынешнем учебном году на дневную форму обучения должны были принять 30 человек по специальности «География», 25 человек - «География. Биология», 27 человек - «География. Экономика». Если прибавить к этому еще 25 заочников, то получится, что более сотни будущих географов после получения дипломов будут стоять перед дилеммой – заняться поиском работы по специальности (процесс может растянуться на годы) либо трудиться в совершенно иной сфере. И, похоже, вряд ли в ближайшее время ситуация изменится кардинальным образом.