Раскрыта тайна одной из самых загадочных авиакатастроф в истории современной авиации.
Эта драматическая история началась в 1993 году, когда в Шри-Ланке открылась маленькая частная авиакомпания Lionair. Своих самолетов у нее не было, поэтому технику местные бизнесмены взяли в аренду в Казахстане, Украине и Беларуси, сформировав парк с десяток машин. У «Белавиа» и «Гомельавиа» арендовали пять стареньких Ан-24 (71 - 73 годов выпуска). По контракту в Шри-Ланку отправились работать и белорусские летчики. Работу в неспокойной стране с жарким климатом, в семи тысячах километров от дома хорошей не назовешь, но оплачивали труд достойно, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
- За два месяца работы ребята несколько раз звонили домой, - рассказала мать штурмана Марина Козлова. - Коротко сообщали, что все нормально. О проблемах не рассказывали.
«Будете продолжать возить военных - собьем самолет!»
29 сентября 1998 года один из белорусских бортов должен был выполнить рейс из Джафны в Коломбо. Члены экипажа - четверо белорусских летчиков из гомельского авиаотряда: командир Анатолий Матошко, второй пилот Сергей Лысоиванов, штурман Сергей Козлов и бортмеханик Сергей Оноприенко. Стюардесса, грузчик и администратор были местными. В салоне - 48 пассажиров, из которых 19 женщин. Самому младшему пассажиру было 18 лет, самому старшему - 89. Взлетели без происшествий, но через десять минут полета летчики сообщили диспетчеру о разгерметизации кабины и попросили разрешения на возврат. В этот момент самолет исчез с радаров.
- В тот же вечер нам позвонили из «Гомельавиа», - вспоминает Марина Николаевна. - Нам сообщили, что самолет пропал, ведутся поиски. По другим каналам мы узнали, что якобы нашли два спасательных жилета с надписями «Гомельавиа», которые выбросило на берег.
Газеты Шри-Ланки в это время выдвигают различные версии. По одной из них, на борту могла взорваться бомба. По другой – самолет мог разбиться из-за технической неисправности, ведь машине было 26 лет. Но Шри-Ланка – регион напряженный. Поэтому самая правдоподобная версия звучала так: самолет обстреляли боевики повстанческого движения «Тигры освобождения Тамил-Илама». С 1983 года эта группировка ведет боевые действия против правительственных сил, сражаясь за создание независимого тамильского государства на севере Шри-Ланки. Именно в этих краях и пропал самолет. Местная правозащитная организация выступила с большим докладом. В нем утверждалось, что боевики не раз предупреждали авиакомпанию: если та продолжит возить военных, то будет атакована.
Экспертов межгосударственной комиссии к месту трагедии даже не пустили
Через неделю после катастрофы в Шри-Ланку из Москвы прилетела комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
- К месту трагедии нас не подпускали из соображений безопасности, ведь зону вероятного падения самолета контролировали «Тамильские Тигры», - рассказал Юрий Ершов, входивший в состав комиссии и работавший в те годы главным специалистом отдела технической эксплуатации и ремонта авиатехники Госкомавиации Беларуси. - Нам не смог помочь даже тамошний полицейский начальник, который одинаково хорошо ладил и с этой и с той властью. Мы подключали местное министерство транспорта и туризма, российское посольство в Шри-Ланке и даже местных религиозных деятелей - все напрасно. Все данные, которыми мы обладали, были косвенными. Например, со слов местных полицейских, во время отливов можно было рассмотреть торчащий из воды хвост самолета. Но сами мы его не видели. Зато нам удалось ознакомиться с документацией на самолет - там нареканий никаких не было, все проверки были выполнены вовремя.
Через две недели члены МАКа вернулись в Москву ни с чем. Информации по-прежнему не было. Родственники начали писать запросы в различные инстанции и обивать пороги кабинетов.
- Я писала в комитет по авиации, в МИД, в общество Красного креста в Шри-Ланке, - говорит Марина Николаевна. - Ответ везде один - информации нет. Только местный католический епископ ответил мне, что сам он крушения не видел, но местные рыбаки якобы видели падающий горящий самолет. Были какие-то данные, что останки захоронены на побережье.
«Мой сын кричал - сообщал на базу о неполадках»
Официальных дипотношений между Беларусью и Шри-Ланкой в те годы еще не было, и за информацией вдовы троих летчиков отправились в московское посольство Шри-Ланки.
- Там рассказали, что самолет разбился, - вспоминает вдова бортмеханика Елена Оноприенко. - Однако окончательного ответа о судьбе ребят мы не получили: мол, самолет не найден, тела не найдены.
Позже в Гомель прилетел руководитель комиссии МАКа Георгий Ячменев.
- Родственникам погибших устроили встречу с ним, - вспоминает Марина Николаевна. - Нам зачитывали распечатки последних переговоров летчиков с диспетчерами. В самолете упало давление, что-то выстрелило. Мой сын кричал - сообщал на базу о неполадках в работе двигателя. Остальные выводы все те же: самолет не нашли.
По словам Елены Оноприенко, два года летчики числились пропавшими без вести. Только в 2000 году их юридически признали погибшими. Несовершеннолетним членам семей назначили пособие. Автоматически Гомельской транспортной прокуратурой по факту гибели экипажа было возбуждено уголовное дело.
После успешной операции боевики устроили банкет
Все эти годы официальной информации от властей Шри-Ланки не поступало. Лишь в апреле 2012 года подразделение по борьбе с терроризмом Шри-Ланки заявило, что задержало подозреваемого по имени Арул из движения «Тигры освобождения Тамил-Илама». Спецслужбы заявили: задержанный признался, что сбил белорусский самолет переносной ракетой с плеча. По словам террориста, он выполнял приказ заместителя руководителя движения, хотя они оба знали, что на борту находятся гражданские люди. Самого заместителя уже нет в живых - его убили в начале 2009 года во время военной спецоперации против «Тигров».
Позже СМИ Шри-Ланки раскопали и другие шокирующие подробности. В 1998 году террористу было всего 17 лет. Он рассказал, что его привезли на остров Иранативу на моторной лодке. По самолету он выстрелил переносной ракетой класса «земля - воздух». Пронаблюдав за тем, как самолет упал в море, он уплыл с места преступления и какое-то время скрывался. По его словам, человек, нанявший его, приплывал позже на место трагедии, чтобы выловить из моря сумки и кошельки погибших. После этого они обменяли найденные деньги и устроили праздник, отмечая успех операции. Через какое-то время Арул отправился на заработки в Катар. Потом обзавелся семьей и вернулся в Шри-Ланку, где и жил до своего ареста. Кстати, по информации местных СМИ, террорист пользовался ракетой русского производства.
Обломки самолета обещают поднять, а тела погибших перезахоронить.
Но самое главное, сейчас появилась информация о том, где можно искать останки пассажиров и членов экипажа. Следователям Арул сообщил, что тела 31 погибшего позже похоронили в трех местах на местных пляжах. В прошлом месяце местная полиция вместе с военными и добровольцами начала раскопки на пляжах. Пока, увы, останки не обнаружили и сейчас выясняют более точное место захоронения.
Тем временем у острова Иранативу в Бенгальском заливе на глубине восьми метров военные водолазы рассмотрели два крыла, три покрышки, двигатель и переднюю часть фюзеляжа. Однако подтвердить то, что это именно остатки белорусского Ан-24, пока невозможно. Операцию по подъему находок хотели начать в декабре, но пока не могут это сделать из-за погодных условий.