Попытка взять под контроль теневой бизнес физических лиц выглядит как очередная кампания устрашения от министерства по налогам и сборам.
Но куда больший эффект для увеличения налоговых поступлений могла бы принести свобода развития предпринимательства и либерализация экономики, а не очередное закручивание гаек, передает Deutsche Welle.
Миллион "уклонистов"
Выборочное обследование домашних хозяйств, которое Белстат провел в 2012 году с целью изучения рынка труда, показало, что немалое число белорусов нигде не работают, не платят налоги, но при этом являются владельцами коттеджей, квартир и дорогих автомобилей.
Таких "зажиточных" неплательщиков налогов, занятых только в приграничном теневом бизнесе, прокуратура Гродненской области выявила 18 тысяч человек. Всего же в гродненском регионе с миллионным населением неработающими числятся около 80 тысяч человек трудоспособного возраста. А по всей стране более миллиона граждан существуют на теневые доходы, в том числе, и за счет заработков за границей.
Например, население восточных областей занято нелегальной торговлей в России дешевыми белорусскими товарами. Запад Беларуси промышляет переправкой через границу Евросоюза подакцизных топлива, сигарет и алкоголя. Так официальные данные о 0,6 процентах безработных приходят в противоречие со статистикой неофициальной, выдающей неприятные для властей сведения о размахе участия физических лиц в теневой экономике.
Теневая автономия
Причиной "ухода в тень" большинства белорусов стала экономическая система, не позволяющая достойно зарабатывать. Не рассчитывая на обещанную государством среднюю зарплату в 500 долларов, граждане отважились на подпольный труд, который приносит незаконный, но зато и не обремененный налогами доход.
Бывшие инженеры, учителя, врачи и военнослужащие переквалифицировались в валютчиков, репетиторов, строителей, таксистов-чернофлажников, нелегальных перевозчиков топлива и сигарет в Польшу, Литву и Латвию, в изготовителей пиратской видео- и софт продукции, в автодилеров и интернет-продавцов. Незарегистрированный бизнес в Беларуси приобрел угрожающие размеры. Для государства это означает потерю профессионалов в разных сферах экономики и ощутимую нехватку налоговых поступлений. Ведь число "уклонистов" от налогов из года в год увеличивается.
Реальную опасность этого явления власти ощутили недавно, когда растущая армия состоятельных безработных попыталась продемонстрировать свою независимость. В 2011 году сотни нелегальных перевозчиков автомобильного топлива забаррикадировали белорусско-польскую границу в ответ на запрет выезда из Беларуси больше одного раза в пять дней. Протестовавших возмутили не столько запретительные меры, сколько то, что условия для развития малого бизнеса улучшаются только на бумаге, а не в реальной жизни.
Момент истины
Государство было много лет озабочено выращиванием особого слоя политически неактивных граждан, и в обмен на лояльность смотрело на их "левые" заработки сквозь пальцы. В ответ занятые в "серых" схемах белорусы не особо интересовались доходами функционеров, многие из которых также позволяют себе расходы не по зарплатам.
Периодические рейды в поисках неплательщиков налогов стали в Беларуси скорее кампаниями для отчета, чем целенаправленной работой по оздоровлению экономики. Кроме того, теневые доходы населения снимают социальную напряженность в обществе и позволяют чиновникам заявлять об особой белорусской экономической модели.
От этого проблем в экономике меньше не становится, и число получателей нелегальных доходов не снижается. Ведь одним такой способ заработка дает возможность отдыхать за границей и обучать детей в платных вузах, другим - единственное подспорье для выживания. Но выводить частников "из тени" власти предпочитают привычными методами устрашения - ужесточают контроль, а также подменяют реформы и экономические стимулы проверочными мероприятиями. В итоге каждый останется при своем: государство - без налогов, а теневики - с доходами от рискованного бизнеса.