Кинорежиссеру Михаилу Пташуку сегодня исполнилось бы 70 лет.
11 лет назад создатель лент по произведениям Шамякина, Короткевича и Быкова погиб в автомобильной катастрофе в Москве. Его мечты снять фильмы о Калиновском, Витовте и о зверствах НКВДшников остались только в памяти друзей, передает «Радыё Свабода».
Белорусский кинорежиссер, актер, продюсер Михаил Пташук родился 28 января 1943 года в деревне Федюки Ляховичского района. Окончил режиссерский факультет Театрального училища имени Щукина, Высшие режиссерский курсы Госкино СССР. Работал режиссером в театрах Москвы и Казани. С 1974 года - на киностудии «Беларусьфильм». Там с ним подружился киносценарист Владимир Халип. Он вспоминает:
«Появившись у нас на студии, он как-то сразу вошел в творческий процесс. Он уверенно шел от фильма к фильму».
Сценарии для многих своих лент он искал на страницах белорусской литературы, сняв за шесть лет три фильма по ее произведениям. Рассказывает поэт и общественный деятель Геннадий Буравкин:
«Он любил, знал и очень хотел снимать фильмы по произведениям белорусской литературы. Это и «Чорны замак Альшанскі» Владимира Короткевича, и «Вазьму твой боль» Ивана Шамякина. Я запомнил, как он непросто, нелегко подходил к «Знаку бяды» Василя Быкова, как он работал над этим фильмом, как он боролся вместе с Быковым за этот фильм, потому что у него было очень много противников, особенно в той части, где речь идет о коллективизации».
Кинокритик Алла Бобкова говорит, что последние фильмы белорусского кинематографа, которые имели заметный международный резонанс, - это фильмы именно Пташука: «кооператив «Политбюро» (1992) и «В августе 44-го...» (2000). И тем не менее она считает, что лучшими его лентами могли быть те, которые ему не позволили снять.
«К сожалению, Михаил Пташук не осуществил два самых важных своих проекта. Он не снял ленту «Витовт» по сценарию Алексея Дударева. «Витовт» - это его боль, с которой он ушел. Также он не снял ленту о своем детстве, о том, как в 41-44 годах оккупированное население было между двумя полюсами, между немцами и теми, кто был в лесу, а позже и НКВД».
Эти два фильма Михаилу Пташуку не дали снять на «Беларусьфильме» в середине 90-х. А в начале белорусской независимости была похоронена его мечта - фильм о Калиновском, сценарий к которому написал Владимир Халип:
«И вот с этим сценарием, когда, казалось бы, пришла новая эпоха, уже Беларусь стала как бы независимой и уже новое начальство у нас появилось, Михаил Пташук пошел по разным инстанциям. А инстанций было много. Ходил-ходил, и все говорили, что Михаил Пташук - это же такая пробивная сила, никто перед ним устоять не сможет. Но нет, он вернулся ни с чем. Говорит - невозможно говорить ни с кем. И не только эта тема. Много еще других тем, с которыми он тоже пробивался к экрану и которые действительно сделали бы из него великого белорусского мастера, потому что он по природе своей был белорусом, любил все это, понимал все это, он мог это делать, но ему эти фильмы снимать не позволяли».
Из тех же фильмов, что удалось снять, на кино- и телеэкранах почти ничего не появляется. В сегодняшней программе БТ обозначены «В августе 44-го», а СТВ - «Возьму твою боль». Причины невостребованности лент Пташука, по словам Халипа, лежат в общем течении политики:
«Все белорусское придушено, все уничтожается сознательно, целенаправленно. И понятно, что и Михаил не вписывается в эту политику».