Вышла книга политзаключенного Алеся Беляцкого «Асьвечаныя беларушчынай», в которую вошли его литературоведческие статьи и эссе.
Написание книги Алесь Беляцкий начал в 2011 году на свободе, а после ареста продолжил работу за решеткой - в тюрьмах в Минске, Жодино и Бобруйске, передает «Радыё Свабода».
В книгу вошли также четыре текста, которые Алесь Беляцкий написал за решеткой. Это «Подзьвіг Хвядоса Шынклера» о малоизвестном писателе 20-х годов, погибшем во время Второй мировой войны, и рецензия на книгу поэзии Сергея Сыса «Стрэмка». Впервые в современном литературоведении Алесь Беляцкий вводит термин «белорусская тюремная литература». Он пишет рецензии на книги стихов Владимира Некляева и Александра Федуты, которые были также написаны за решеткой.
«Алесь присылал тексты в письмах - № 1, № 2 и так далее. А тут на свободе мы их набирали. После присылали Алесю, и он их вычитывал. Почему-то эссе о книгах Сыса и Некляева к нему на вычитку не дошли. Возможно, потому, что я присылала вместе с ними стержни, которые он просил, так как ему нужно много писать», - рассказала составитель книги Полина Степаненко.
В книге Беляцкого почти 500 страниц.
«Вчера я получила письмо от Алеся, где он пишет, что получил культурный шок от изданной книги и даже никогда не мечтал, что у него будет такая книга, думал, что все будет более скромно. Он выражает благодарность всем, кто работал над этой книгой. Оформлял ее известный график Владимир Вишневский. Алесь пишет, что не надеялся, что это будет с Вишневским, в твердой обложке, на такой бумаге. Он также пишет, что много времени отдавал общественной деятельности и его мучило то, что он не состоялся как критик и литературовед. Эту книгу он предполагал издать к своему 50-летию», - говорит Полина Степаненко.
До сих пор у Алеся Беляцкого уже выходила монография «Літаратура і нацыя» (1991) и книга очерков и эссе «Прабежкі па беразе Жэнэўскага возера» (2006).
Напомним, руководитель правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий осужден на 4,5 года тюрьмы в ноябре 2011 года. Его признали виновным в якобы неуплате налогов. Правозащитник своей вины не признал и заявил, что все деньги, полученные на его счета, шли на правозащитную деятельность.