Новые методики лечения всегда вызывают жаркие споры. Так случилось и со стволовыми клетками: одни чуть ли не панацею от всех хворей видят в стволовых клетках, другие называют их убийцами. Используют ли в нашей стране стволовые клетки при лечении различных заболеваний?
Из истории вопроса
Практическим применением стволовых клеток белорусские медики занимаются с 1993 года, когда открылся центр пересадки костного мозга на базе 9-ой ГКБ. Официальная научная госпрограмма «Трансплантология и регенеративная медицина» финансируется с 2011 года. РПНЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий является головной организацией-исполнителем данной программы. В реализации этой программы участвуют сотрудники БелМАПО, РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, БГМУ, 9-я ГКБ и другие научно-практические центры. Кроме того, белорусские медики участвуют в союзной программе «Стволовые клетки», которую курирует Национальная академия наук. В 9-ой городской клинической больнице Минска работает Республиканский центр гематологии и трансплантации костного мозга.
Несмотря на то, что клинические исследования ведутся 20 лет, применение стволовых клеток в лечении некоторых заболеваний все еще имеет статус эксперимента. Давно применяются гемопоэтические стволовые клетки (пересадка костного мозга) для лечения онкологических заболеваний крови. Есть другой вид стволовых клеток – мезенхимальные, которые являются перспективным источником для клеточной терапии различных заболеваний. Применение именно этих клеток находится на стадии изучения и разработки протоколов лечения.
Откуда их берут?
По словам заведующей лабораторией биологии и генетики
стволовых клеток Светланы Космачёвой, в мире нет научно доказанной методики
выращивании искусственных стволовых клеток. Получить стволовые клетки у
взрослого человека можно из костного мозга и жировой ткани. А вот нарастить,
т.е. увеличить количество живых клеток в лабораторных условиях можно.
«Это
очень дорогостоящий процесс, – говорит Светлана Космачёва. – Для наращивания
одной дозы стволовых клеток требуется около 10-15 млн. рублей на реактивы и
расходные материалы».
Деньги выделяются государством в рамках упомянутой программы.
«Лечение стволовыми клетками осуществляется в рамках пилотных клинических исследований, - разъясняет Светлана Космачёва. – Людям объясняют суть исследования, и если они дают письменное согласие, то получают лечение. Некоторые пациенты или их родственники узнают о методах лечения из интернета и средств массовой информации и сами изъявляют желание на участие в данном исследовании. Особенно это касается людей, страдающих тяжелыми заболеваниями, такими как боковой амиотрофический склероз. Эффективного медикаментозного лечения данного заболевания в настоящее время нет. Мы очень надеемся, что разрабатываемые методы лечения стволовыми клетками продлят пациентам жизнь и улучшат ее качество.
В целом, эффективность лечения стволовыми клетками наиболее высока у детей с лейкозами. По данным наших коллег из Республиканского научно-практического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии, где проводят операции трансплантации костного мозга, при некоторых видах лейкозов эффективность лечения стволовыми клетками достигает 90-95%,то есть у детей есть шанс забыть о болезни после трансплантации стволовых клеток.
У взрослых пациентов результаты лечения похуже, это объясняется возрастными изменениями в организме, наличием сопутствующих болезней, и конечно, имеет важное значение – на какой стадии заболевания человек обратился за медпомощью».
В Беларуси в качестве источника стволовых клеток используется пуповинная кровь, жировая ткань и костный мозг. Существует практика забора стволовых клеток и из абортивного материала, но в нашей стране это запрещено.
В РПНЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий 6,5 тыс. человек зарегистрированы в Республиканском регистре доноров костного мозга и стволовых клеток. Потенциальными донорами стволовых клеток могут быть доноры крови и волонтеры. Предпочтение отдается донорам крови, в связи с тем, что они состоят на учете на станциях переливания крови, состояние их здоровья контролируется перед каждой кроводачей, они постоянно тестируются на инфекции и ведут здоровый образ жизни. Это вовсе не значит, что они сдали костный мозг. Первоначально проводится анализ клеток крови, и результат заносится в регистр. Если появляется реципиент, которому необходима пересадка, и есть донор, костный мозг которого совместим с реципиентом, тогда его вызывают, с его согласия проводится повторное тестирование и забор костного мозга.
«Органы и ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер», – говорится в белорусском законе «О трансплантации органов и тканей человека». В соответствии с этим документом донор имеет право на получение компенсации расходов, вызванных необходимостью восстановления его здоровья в связи с донорством.
Справка
С 1 февраля 2013 года за 450 миллилитров крови белорусский донор получает 416 тыс. рублей. За дозу сданной плазмы (600 мл) донору положена компенсация в размере 583 тыс. рублей. За забор у донора костного мозга выплачивается 30, стволовых клеток - 20 базовых величин. Работающему человеку за день сдачи крови и еще один дополнительный выходной день выплачивается средняя заработная плата.
Свои-чужие
На базе 9–ой городской клинической больницы Минска и РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии созданы банки стволовых клеток пуповинной крови. Пока на коммерческой основе, то есть забор и хранение стволовых клеток осуществляется персонифицировано на платной основе.
Этот банк еще называют «медицинской страховкой для детей». По письменному заявлению родителей, во время родов осуществляется забор пуповинной крови. Затем кровь тестируют по многим показателями, выделяют клетки и хранятся в криокамере. В случае, если ребенок заболеет, его собственные столовые клетки будут использованы для лечения.
По мнению Светланы Космачёвой, имеет смысл подстраховаться и поместить в банк стволовые клетки новорожденного, если в роду были тяжелые заболевания, в развитии которых не последнюю роль играет наследственность. Аутологичные или собственные клетки, естественно, не могут отторгаться организмом, поэтому лечение проходит без осложнений.
Для научных исследований пуповинная кровь забирается у рожениц с их информированного согласия. Обычно женщины не отказывают от забора пуповинной крови у их младенцев, потому что это не наносит никакого вреда ни матери, ни ребенку. Ведь все равно плацента и пуповинная кровь выбрасываются.
Мифы о стволовых клетках
Череду смертей известных артистов: Александра Абдулова, Анны Самохиной, Олега Янковского и других даже некоторые медики объясняли тем фактом, что актеры «лечились от рака стволовыми клетками».
Недавно все мы были потрясены страшной новостью: в морозильнике минчанки, умершей от онкологического заболевания, обнаружены замороженные трупы трех младенцев. Согласно одной из народных версий, детей умертвили с целью добычи стволовых клеток для лечения женщины.
«Не могу комментировать слухи о причинах смерти российских артистов. Действительно ли им водили стволовые клетки? Какого они были качества – достоверных ответов на эти вопросы у меня нет», – говорит Светлана Космачёва. Минский случай – это страшная, дикая история. Кроме того, по мнению специалистов, в домашних условиях невозможно получить стволовые клетки, как и хранить их в бытовом морозильнике.
Справка
Уже сегодня белорусские медики экспортирую услуги по лечению стволовыми клетками. В частности, Республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии проводит для иностранных граждан операции по пересадке костного мозга. Например, стоимость проведения родственной трансплантации костного мозга составляет 70 тыс. долларов США и 5 000 долларов необходимо заплатить за дополнительное обследование для подтверждения диагноза, сообщается на сайте медучреждения.
Граждане постсоветского пространства получают лечение на платной основе во всех медучреждениях Беларуси, включая такие отрасли как кардиология, онкология и трансплантология, в том числе, с использованием стволовых клеток.