Действительно ли в СМИ Беларуси идет информационная война между сторонниками и противниками власти? Кто в ней участвует? Эта война – удел журналистов или пропагандистов? Замечает ли ее вообще белорусское общество? Является ли негосударственное СМИ автоматически оппозиционным? Как прекратить эту войну, и возможно ли это?
Вопрос, не получивший ответа
На все перечисленные вопросы попытался ответить «Либеральный клуб», который в четверг, 7 февраля, провел панельную дискуссию «Как преодолеть информационную войну в СМИ ради будущего Беларуси?». Для этого в конференц-зале минского отеля «Европа» собрались заметные представители белорусских СМИ – как государственных, так и независимых.
Вел панельную дискуссию Евгений Прейгерман, директор по исследованиям ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб». В качестве экспертов и основных спикеров присутствовали Виктор Малишевский (журналист-фрилансер, блоггер, экс-редактор «Комсомольской правды»), Павлюк Быковский (зав. отделом общественно-политической информации газеты «Белорусы и рынок») и Вадим Гигин (главный редактор журнала «Беларуская думка», ранее назывался «Коммунист Белоруссии»).
Зал был полон – на встречу пришли многие представители белорусского медиа-сообщества, представители обеих журналистских организаций Беларуси. Обстановка была несколько нервозной – всем собравшимся было очевидно: кто с каким мнением пришел – тот с таким и уйдет. Действительно, два часа спустя, когда дискуссия закончилась, ответ на вопрос «как прекратить информационную войну?» так и не был сформулирован.
В самом начале Евгений Прейгерман констатировал, что в числе обществено-политических СМИ в Беларуси выделяются три группы: государственные СМИ, однозначно поддерживающие политику властей во всех ее проявлениях, оппозиционные СМИ, столь же радикально поддерживающие противников власти и издания, занимающие более-менее нейтральную позицию.
Последующие выступления как спикеров, так и присутствовавших членов медиа-сообщества, показали: настоящий водораздел проходит между государственными и негосударственными СМИ, «чэсными» и «нячэсными», если пользоваться формулировкой главы государства, «ЖРУналистами» и «РЖУналистами» – как первых и вторых остроумно назвал кто-то из коллег.
В этой ситуации несколько неуютно чувствовал себя учредитель портала TUT.by Юрий Зиссер. Он пытался объяснить, что его ресурс занимает нейтральную позицию и, будучи сугубо коммерческим предприятием, не зависит от чьего-либо стороннего финансирования.
«Это не война между СМИ, это война между профессионалами и непрофессионалами. Там, где профессионалы – там нормальная журналистика, журналистика фактов, – объяснял Зиссер. – Но проблема в том, что часто за обликом СМИ скрывается инструмент пропаганды – со всех сторон. И сторон здесь не две, а намного больше. Посмотрите, как независимые СМИ копают друг под друга, сколько на меня, в частности, грязи вылили, сколько на других. Почитаешь одни сайты – так все агенты КГБ, кроме Санникова. Почитаешь другие – все, кто живет в Беларуси, кто не уехал – тоже агенты КГБ. Просто потому что они здесь живут. То есть очень низкий уровень журналистики, полемики. Это не журналистика, это черт-те что. … Конечно, у нас нет нормального рынка СМИ, потому что рынок в $70 млн – это вообще не рынок. Просто очень мало денег, чтобы нормально платить журналистам, удерживать их в стране. И многие уезжают не из-за политики, а именно из-за денег».
Вообще, вопрос зависимости от финансирования (и, соответственно, ангажированности) оказался, по традиции, самым болезненным. Негосударственные журналисты традиционно обвиняли госСМИ в том, что те находятся на бюджетном содержании, а потому занимаются не журналистикой, а провластной пропагандой. В ответ «государственные» журналисты обвиняли оппозиционных примерно в том же – в том, что оппозиционные СМИ находятся на содержании зарубежных правительств и ведут антибелорусскую пропаганду.
Чувствовалось и другое – журналисты госСМИ явно считают, что их независимые коллеги зарабатывают значительно больше. Последние, в свою очередь, указывают, что госжурналисты лишены таких проблем, как невозможность получить комментарии от чиновников, регулярные аресты, нападения милиции и прочие нарушения прав, в больших количествах фиксируемые Белорусской ассоциацией журналистов.
Война «чэсных» и «нячэсных»
Парадоксально, но действительно имеющая место информационная война провластных и независимых СМИ белорусским обществом практически не замечается. Первым это отметил Виктор Малишевский: «Если мы выйдем на улицу и спросим людей, чувствуют ли они, что идет информационная война, то люди просто не поймут, о чем мы говорим».
Эту идею поддержали и другие эксперты. Так, Вадим Гигин резонно заметил: «В мире существуют многопартийные системы, двухпартийные и однопартийные. А в Беларуси мы имеем апартийную систему. Хотя формально у нас множество партий – 15 штук – но они реально очень мало влияют на общество».
А многие оппозиционные СМИ, по мнению Гигина, плотно связаны именно с политическими партиями, зависят (как и эти партии) от зарубежных спонсоров и, соответственно, выражают их мнение.
В древнегреческом языке есть такое слово – «батрахомиомахия». В переводе оно означает «война мышей и лягушек». То есть какое-то ожесточенное противостояние, которое на самом деле ни на что не влияет и окружающему миру практически незаметно. Похоже, обсуждавшаяся в четверг информационная война в СМИ для большинства белорусов – это та самая «батрахомиомахия». А сами журналисты и редактора заметно переоценивают свое влияние на общество. Хотя мне очень хотелось бы в этом ошибаться.
Общество в состоянии войны
У нас любят говорить о некой «воспитательной», «разъяснительной» или агитационной роли СМИ. На самом же деле воспитывать и обучать людей – задача семьи, школы, самого общества, наконец. Но не СМИ. Масс-медиа – это, прежде всего, зеркало самого общества, и ничего более.
Когда говорят об «информационной войне СМИ», нужно понимать, что это лишь отражение того состояния войны, которое навязывается (именно навязывается) белорусскому обществу. Первая строчка белорусского гимна гласит: «Мы, беларусы, – мірныя людзі». Но в реальности мы существуем в постоянном состоянии войны. Каждый год – «битва за урожай», хотя в соседних странах как-то умудряются собирать урожай мирным способом. Если модернизация – то «именем революции» (цитата по президенту), с принятием декретов военного времени.
Даже Вторая мировая война никак не отпустит белорусское общество. В Минске строится крупнейший в мире музей войны. Огромные средства вложены в мифически-опереточную «Линию Сталина», на которой никогда не было никаких боев. А президент заявляет: «Нас, белорусов, периодически в чем-то упрекают. Вы прекратите, я часто говорю о том, что вы с нами еще не рассчитались за то, что мы сделали для вас в годы Второй мировой войны. Западная Европа должна помнить и ценить, что мы принесли им жизнь своей стойкостью, это мы выиграли войну».
Или вот другая президентская цитата, адресованная уже не ветеранам, а всему обществу (говоря об экономических трудностях): «Мы сейчас, как в войну, в кольце врагов. Но мы не сдадимся! Надо будет – как в войну, в землянки уйдём, но не сдадимся им!». Обращаясь публично к Западу: «Вы в войну нас на колени не поставили, вы и сейчас нас на колени не поставите!». Обращаясь публично к России: «Мы, белорусы, в войну вас защитили, врага не пустили к Москве! Так где же ваша благодарность?».
Резюмирую: белорусскому обществу навязывается идеология войны, идеология противостояния. И СМИ, как зеркало этого общества, будут оставаться в состоянии информационной войны до тех пор, пока от идеологии войны не избавится само общество.