Литовский эксперт уверен, что европейским политикам в скором времени не будет смысла вести разговор с белорусским режимом.
Об этом один из авторов исследования «Евразийский союз: вызов Евросоюзу и государствам «Восточного партнерства» Лауринас Кашюнас заявил об этом в интервью телеканалу «Белсат».
- По вашему мнению, как далеко готов зайти Лукашенко в интеграции с Евразийским союзом? Очевидно, он не хотел бы полностью терять контроль над страной.
- Действительно, тотальная интеграция правителю Беларуси совсем не выгодна. Полагаю, красной чертой для него станет создание общего денежного рынка и переход на единую валюту. В таком случае он потеряет возможность ручного управления экономикой, как он это делал обычно, девальвируя национальную валюту. Беларусь будет торговать своей поддержкой каждого предложения союза в обмен на скидки. Так что интеграции легким естественным путем не ожидается.
- Каким образом будет происходить интеграция, если у каждой страны сохраняются свои интересы?
- Интеграционный процесс будет развиваться через постоянные политические игры. Покупка Беларуси будет происходить постепенно, начиная с совместных стратегических проектов и заканчивая полной интеграцией. Беларусь должна адаптироваться к российским тарифам, а они - ниже. Соединение с российским и казахским рынками увеличит давление на белорусские предприятия, у которых и без того показатели конкурентоспособности низкие. Встает выбор: либо реструктуризация заводов, либо банкротство. К реформам Лукашенко неспособен, поэтому остается торговля заводами.
- Распродажа Беларуси - вопрос времени?
- По-моему, да. Тенденция скупки страны будет только усиливаться. Россия задумывала Евразийский союз в том числе и с таким долгосрочным планом.
- Это интеграционный направление вычеркивает Беларусь из проекта «Восточного партнерства»?
- У «Восточного партнерства» есть два мускула: безвизовый режим и единое экономическое пространство. Но если ты в Таможенном союзе, ты уже не можешь заключить договор о свободной торговле с ЕС. К сожалению, Беларусь потеряла роль значимого игрока «Восточного партнерства». Так, де-юре шесть мест для представителей из Беларуси остается, но теперь каждое предложение от ЕС белорусы должны согласовывать со своими союзниками.
- Существуют ли определенные шаги со стороны ЕС, которые приостановили бы интеграцию Беларуси в Евразийский союз?
- На сегодняшний момент все зависит только от одного человека - Лукашенко. Европейцы ждут от него реабилитации политзаключенных, затем - реформ и далее по списку. Но ЕС должен вести переговоры уже с Москвой, так как Беларусь имеет все сильнейшие связи с Евразийским союзом. Кстати, это Лукашенко также не устраивает, так как он теряет контроль над отношениями Минска и Брюсселя. Поэтому интеграционные процессы будут углубляться, но не так быстро и легко.