Европейские страны решают, принимать или нет санкции против замешанных в деле коррумпированных чиновников.
После США, очередь за Евросоюзом, - пишет французская газета Le Monde (перевод - RFI). 14 декабря президент Барак Обама подписал закон, наказывающий десятки российских функционеров, входящих в так называемый «список Магнитского». Им запрещен въезд в США, а также иметь счета в американских банках.
С тех пор глава Hermitage Capital Билл Браудер колесит по европейским столицам, встречаясь с парламентариями. Его цель – ввести похожий список в странах Шенгена. Так как, по словам Браудера, три страны, где эти чиновники любят проводить время и покупать недвижимость – это Франция, Великобритания и Италия.
11 февраля Билл Браудер был в Париже. Вопрос о принятии «списка Магнитского» не является политическим, - объяснил он журналистам, - речь не о том, чтобы менять отношения с Россией, а чтобы наказать виновных в смерти юриста. «Вопрос, который я задаю французским парламентариям прост: вы хотите, чтобы преступники и палачи свободно передвигались по Франции?» - говорит глава Hermitage.
Однако во Франции это дело понимают по-своему. Вопрос отношений с Россией встает особенно остро в преддверии визита Франсуа Олланда в Москву, 28 февраля. Строительство культурного центра с православным собором в Париже, а также трения с продажей «Мистралей», не говоря об истории с Жераром Депардье в последнее время изрядно осложнили отношения между двумя странами.
Кажется, «список Магнитского» не очень беспокоит французский МИД, - пишет «Монд». Там говорят, что этот вопрос никогда еще не обсуждался на европейском уровне. Правда, 23 октября прошлого года Европейский парламент принял резолюцию, одобряющую введение санкций против виновных в смерти Сергея Магнитского. Но до Брюсселя дело не дошло.
Отношения между Москвой и Вашингтоном после принятия «закона Магнитского» в Париже комментируют следующим образом: «Это лишь одно из разногласий между двумя странами, но США и Россия привыкли работать вместе по конкретным вопросам, обходя препятствия».
С Европой дело может обстоять по-другому. Дело в том, что «антимагнитские» меры, предпринятые Россией в ответ США, взбудоражили само российское общество. Теперь же в России ожидается посмертный суд над самим Магнитским. Это судилище может, как пишет газета, вызвать «эффект домино» в европейских странах, которые получше прислушаются к Биллу Браудеру.
И нельзя забывать о том, что вопрос, поднятый со смертью Магнитского, связан не только с санкциями. Некоторые страны Европы открыли расследование по факту отмывания денег, раскрытого Сергеем Магнитским. Это Швейцария, Латвия, Литва, Кипр, а теперь и Молдавия. В Швейцарии были даже заморожены некоторые счета в банке Crédit Suisse. Лондон расследует загадочную смерть Перепеличного, проходившего по делу свидетелем. А молдавский премьер-министр Владимир Филат пообещал, что будет следить за ходом расследования лично.