Обстановка на предприятии заметно накаляется. К работникам механического цеха стали подключаться и другие подразделения, в частности участок расходных материалов.
Они требуют повышения зарплаты, выплаты компенсаций на оздоровление и в целом пересмотра системы оплаты труда, пишет «Вечерний Брест».
Напомним, 8 февраля в механическом цехе около 150 человек (токари, фрезеровщики) в утреннюю смену не включили станки и отказались приступить к работе, так как им не выплатили премию по итогам января. Им была начислена «голая» зарплата.
После публикаций в газетах и интернете администрация предприятия посчитала себя незаслуженно обиженной. Дескать, рабочие не ценят в должной мере того, что для них делается, поэтому руководители подробно рассказали о тех льготах, которыми пользуются члены коллектива. А это выделение беспроцентных ссуд (порой весьма внушительных, например на покупку квартиры), оплата участия в семинарах по повышению квалификации, материальная помощь, затраты на моющие средства и средства гигиены, которые составили за прошлый год 51 млн рублей. Предоставили также максимально полную информацию о начислениях заработной платы рабочим в январе. Для сравнения приведем две цифры — зарплаты с премией и без премии:
Токарь шестого разряда: 4 318 792 рублей, с премией — 5 055 826 рублей.
Слесарь механосборочных работ: 3 822 984 рублей, с премией — 4 571 185 рублей.
Фрезеровщик: 5 055 887 рублей, с премией — 5 887 842 рублей.
Эти цифры могут незначительно колебаться в ту или иную сторону, но в целом они отражают общую картину. Следует только учесть, что это так называемая начисленная заработная плата (то есть «до налога»).
Ситуация с невыплаченной премией усугубила и без того тягостное настроение рабочих, вызванное повышением в феврале коммунальных платежей и цен на целый ряд товаров и услуг. «Мало того, что государство вынуждает затягивать пояса, — сетовали они представителям администрации, — так еще и премии не дали, хотя мы выполнили доведенное задание в прошлом месяце».
Директор «Компо» Михаил Белоусов, в свою очередь, объясняет создавшуюся ситуацию экономическими неурядицами. Начало года — не лучшее время на рынках сбыта. Не все, что произвели, удалось продать, — откуда быть премии?.
«Многие сотрудники, — утверждает он, — взяли на предприятии беспроцентные ссуды на крупную сумму, и теперь из зарплаты делаются вычеты. Они сами должны были думать, как будут рассчитываться. А повышать зарплату мы готовы, но для этого надо учиться работать эффективно и сокращать затраты. Наша задача — не заставить людей крутиться и вертеться, как думают некоторые, а всего только не выполнять ненужную работу, которая не приносит никому дивиденды».
В такой накалившейся обстановке рабочие вынуждены вести диалог с администрацией не лично, а по переписке. Письмо, адресованное директору «Компо», «подбросили» на рабочий стол одного из представителей администрации. В нем говорится:
«В связи с возникшей ситуацией коллектив нашего предприятия выдвигает следующие требования:
Поднять зарплату до республиканского уровня в машиностроении.
Ввести выплаты компенсации на оздоровление (в размере одного оклада) при уходе в очередной трудовой отпуск.
Создать независимую представительную комиссию для урегулирования трудовых и социальных интересов работников.
Пересмотреть систему оплаты труда (пересмотреть заработную плату в сторону увеличения один раз в квартал).
Дать ответ (письменный или устный) на наши требования».