«Стахановский» визит
Аркадий Дворкович всего за день визита в Беларусь успел сделать столько, сколько иная полноценная делегация не сделает и за неделю. Вице-премьер правительства России прибыл сперва в Гомель, ознакомился с работой предприятий города (прежде всего – «Гомсельмашем»), после чего убыл в Минск, где посетил МАЗ и провел переговоры с белорусским премьером Михаилом Мясниковичем. Далее последовал визит в Гродно на предприятие «Гродно Азот».
Выступая перед журналистами в Минске, Аркадий Дворкович заявил, что уже в ближайшие недели Россия и Беларусь активизируют переговорный процесс по созданию совместных предприятий в сферах машиностроения и химии, а также реализацию ряда других совместных проектов. При этом Дворкович отметил наличие значительного потенциала «как для производственного сотрудничества, так и для корпоративной интеграции ряда компаний».
«Мы провели очень продуктивные консультации, встречу по вопросам прежде всего промышленного сотрудничества между предприятиями Беларуси и России. Эти консультации были намечены еще в декабре по указанию президентов наших стран», – сообщил российский вице-премьер.
Также Аркадий Дворкович заявил, что Россия и Беларусь в ближайшее время проведут новые переговоры по созданию альянса на базе МАЗа и КАМАЗа. «Мы договорились, что в ближайшие недели будут проведены интенсивные переговоры по всем направлениями, прежде всего это касается таких проектов, как МАЗ и КАМАЗ и возможная интеграция "Гродно Азота" с одной из российских компаний», – сказал Дворкович.
По его словам, обсуждается возможность создания совместных компаний на базе ПО «Гомсельмаш», а также одного из белорусских предприятий микроэлектроники (по информации источников БДГ, это ОАО «Интеграл»). С российской стороны в интеграционных проектах будут участвовать «ГЛОНАСС» и Центр «Сколково». «Переговоры весьма успешны, по большинству позиций наши точки зрения совпадают», – заверил Дворкович.
В свою очередь, Михаил Мясникович вновь заявил, что Беларусь и Россия в 2013 году должны создать пять совместных компаний – в белорусском правительстве их называют «совместными транснациональными корпорациями». Планируется, что с российской и белорусской стороны курировать их создание будут, соответственно, Аркадий Дворкович и Владимир Семашко.
«Те проекты, которые мы предлагаем для интеграции, – это все живые, работающие, находящиеся или уже завершающие процесс модернизации, если не идеальные, то по крайней мере стабильно работающие предприятия, – отметил премьер-министр Беларуси. – Уже в 2013 году можно реально создать пять совместных компаний, которые достаточно серьезно могут позиционировать себя на рынке как Единого экономического пространства, так и дальнего зарубежья». Объединение усилий позволит получить большой синергетический эффект, уверен Михаил Мясникович.
Аркадий Дворкович, в свою очередь, сказал: «Есть готовность к намного более серьезной кооперации, мы это почувствовали. Конечно, от готовности до конкретики нужно пройти определенный путь, но хорошо, что есть возможность вести откровенные открытые переговоры. С целью подтолкнуть эти переговоры мы и приехали».
Российский вице-премьер не скрывал, какие предприятия интересны российской стороне в Беларуси. В их числе – «Гродно Азот», «Гомсельмаш», МАЗ, ряд предприятий микроэлектроники, а также производители минеральных удобрений (включая «Беларуськалий»). «Российские предприятия заинтересованы в сотрудничестве, – сказал Дворкович. – В том числе компания «ЕвроХим», «Ростсельмаш», КамАЗ, «Ростехнологии», ряд других компаний».
Если про альянс МАЗ–КамАЗ сказано уже неимоверно много, то про альянс производителей сельхозтехники известно намного меньше. Между тем, еще год назад белорусское правительство предложило присоединить к достаточно успешному «Гомсельмашу» российский «Ростсельмаш», оказавшийся на тот момент в кризисе. Тогда процедурой объединения занялся первый вице-премьер Владимир Семашко. Однако он натолкнулся на сопротивление миноритарных акционеров, а позднее «Ростсельмаш» посетил Владимир Путин, который пообещал (и предоставил) предприятию государственную поддержку.
И вот теперь вопрос был поднят вновь: как сообщила пресс-служба правительства России, в рамках визита Дворкович в сопровождении Семашко посетил «Гомсельмаш», где осмотрел выставочный центр объединения, а также главный конвейерный цех и центральное конструкторское бюро. Российского вице-премьера сопровождал президент Российской ассоциации производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Росагромаш», совладелец ОАО «Ростсельмаш» Константин Бабкин. Получается, что теперь Россия готова создавать холдинг производителей агротехники – но уже на своих условиях и под своим руководством.
А в ходе посещения Дворковичем ОАО «Гродно Азот» российского вице-премьера сопровождал гендиректор минерально-химической компании (МХК) «ЕвроХим» Дмитрий Стрежнев. Судя по комментариям российских СМИ, именно «ЕвроХиму» суждено стать российским совладельцем «Гродно Азота».
Нефтяной фактор
Судя по всему, диктовать условия белорусскому правительству Аркадий Дворкович может во многом благодаря тому, что до сих пор не подписан годовой баланс поставок в Беларусь российской нефти – подписан лишь баланс на I квартал 2013 года. Россия настаивает на поставках белорусских нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, на российский рынок и готова поставить на белорусские НПЗ 18,5 млн т нефти. Минск же настаивает на 23 млн т сырой нефти и снабжении российского рынка нефтепродуктами при условии достаточной прибыли от их продаж. Судя по всему, именно «нефтяной вопрос» Александр Лукашенко сейчас обсуждает в Сочи с Владимиром Путиным.
К слову, именно Дворкович курирует в правительстве РФ вопросы ТЭК и участвовал в переговорном процессе по поставкам российской нефти в Беларусь с конца 2012 года.
Комментарии экспертов
«Еще осенью прошлого года я получил информацию, что от имени Медведева Дворкович будет давить именно на нашего президента и на правительство, чтобы проводить в Беларуси немедленную и всеобщую приватизацию, – сказал БДГ Сергей Костян, экс-депутат Палаты представителей, председатель ОО «Белорусский славянский комитет». – Хотя доподлинно известно, что идет борьба и в России между Путиным и Медведевым. Мы сегодня видим, что Медведев насильственно проталкивает приватизацию, с чем Путин не согласен. Не исключаю, что Дворкович приезжал, чтобы, пользуясь тем, что пока нет окончательной договоренности о поставках в Беларусь российской нефти, надавить здесь на месте – чтобы мы проводили массовую приватизацию в пользу российских олигархов».
Интересно, что те, кто совершенно не разделяет взглядов Сергея Костяна на белорусскую политику, также видят в Аркадии Дворковиче «эмиссара темных сил» – российских олигархов, желающих поглотить белорусские промышленные активы.
«Ну конечно, Дворкович приехал в Беларусь за «фамильным серебром». Пока Путин и Лукашенко на юге, тут собралась чудесная группа приватизаторов – Дворкович, Мясникович, только Абрамовича не хватает, – говорит экономист Леонид Заико, руководитель аналитического центра «Стратегия». – У профессионального экономиста сразу возникает вопрос: ребята, зачем вы создаете на общей белорусско-российской территории монополии, которые будут загнивать? Потому что объединить МАЗ и КамАЗ – означает создать одну большую загнивающую монополию. Объединить два не самых лучших завода по производству комбайнов – то же самое. Неужели никто из них не читал учебники или хотя бы труды Ленина, который еще сто лет назад писал: «монополия есть загнивание»? Но глядя на их лица, несложно догадаться, что они с этого что-то хотели бы иметь».
«Товарооборот между Россией и Беларусью, согласно официальным данным, в 2012 году превысил $40 млрд – это более трети белорусской экономики. Что же касается приватизации белорусских предприятий российскими компаниями – опять же, ничего удивительного в этом нет, – считает аналитик финансовой компании «AForex» (Москва) Нарек Авакян. – После разрыва отношений с Евросоюзом и после валютного кризиса 2011 года у белорусского руководства просто не остается выбора, кроме как продавать стратегические предприятия для пополнения валютных фондов. А значимых кандидатов, кроме собственно российских компаний, на покупку этих активов нет. Поэтому я считаю, что все это вполне закономерно и в принципе было уже давно и заранее предопределено».