СК возбудил ряд уголовных дел за попытку привести в действие взрывное устройство, заложенное возле здания «Польского дома» в Лиде.
Сама попытка подрыва здания произошла в декабре 2011 года, но известно об этом стало только сейчас, пишет «Ежедневник».
Как рассказали в Следственном комитете, 11 декабря 2011 года женщина-сторож увидела необычную вспышку света возле здания. Она вызвала милицию, которая, прибыв на место, увидела возле здания некое устройство, предположительно вызвавшее вспышку.
Первоначально Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 339 Уголовного кодекса Беларуси (хулиганство), однако вскоре действия преступников были переквалифицированы на ч.2 ст.218 Уголовного кодекса Беларуси (умышленные уничтожение либо повреждение имущества, совершенные общеопасным способом), которая предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы. Но поскольку злоумышленников найти не удалось, дело на какое-то время приостановили. Также возник вопрос относительно состава предполагаемого устройства и того, могло ли оно в принципе взорваться.
30 ноября 2012 года Следственный комитет получил результаты экспертизы вещества, вызвавшего вспышку.
Оказалось, что это взрывчатое вещество. Поэтому устройство было квалифицировано как взрывное, а СК возбудил новое уголовное дело в отношении неизвестных – по ч.2 ст.295 Уголовного кодекса Беларуси (незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, либо незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия, либо незаконные изготовление или сбыт основных частей взрывных устройств).
Начальник Лидского райотдела Следственного комитета Александр Урбанович не стал разглашать сведения о том, из чего было изготовлено взрывное устройство. Однако, как удалось узнать, речь идет об устройстве с использованием печально известного в Беларуси вещества «триацетонтрипераксид» или как его еще называют в народе – «киса». Именно это вещество фигурировало и в взрывном устройстве, которое взорвалось в минском метро.
По данным следствия, неустановленное пока лицо, в неустановленном месте в неустановленное время изготовило и хранило взрывчатое вещество триацетонтрипераксид, а так же изготовило с применением данного взрывчатого вещества самодельное взрывное устройство и попыталось привести его в действие 11 декабря 2011 года около 03.40 в городе Лида по ул.Кирова, д.29, возле здания «Польский дом», принадлежащего общественному объединению «Союз поляков в Беларуси».
Между тем, Александр Урбанович говорит, что о точном составе взрывного устройства пока говорить преждевременно – сейчас оно находится на повторной экспертизе. «Пока мы не можем сказать, могло ли оно вообще взорваться», - пояснил следователь.
Следует отметить, что израильские эксперты, которые приехали в Беларусь после взрыва в метро, предупреждали, что у минского террориста обязательно найдутся последователи, которые захотят такой же печальной славы. И к этому нужно быть готовыми.
Однако на вопрос, не рассматривает ли следствие версию, что «лидские» взрыватели могли быть последователиями Коновалова, официальный представитель СК по Гродненской области Сергей Шершеневич заявил, что «оснований проводить параллели между этим делом и какими-либо другими делами СК не видит».
«Давайте мы будем исходить из того, что уголовное дело возбуждено по конкретным статьям Уголовного кодекса. Пока мы можем говорить только об этих преступлениях». – пояснили в Следственном комитете.
По мнению следствия, пока также нет оснований возбуждать уголовное дело по ст.289 Уголовного кодекса Беларуси (терроризм), поскольку ничего не известно о мотивах злоумышленника или злоумышленников.