Тяжелое финансовое положение Беларуси спровоцировало Россию стать более сдержанной в выдаче своему партнеру по ЕЭП кредитов. Теперь у Александра Лукашенко останется один выход – продажа госсобственности, на лакомые куски которой уже давно имеют зуб крупные российские компании и олигархия.
Как заявляет глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, «у России есть серьезный профицит в транзите нефти, потому что на Балтике построено несколько крупных портов, и за счет транспортировки нефти через них «Дружба» будет постепенно осушаться. Россия будет убирать и Беларусь, и Украину не только из газового, но и нефтяного транзита. Понятна логика: если Россия купит этот нефтепровод, то не будет держать его пустым, а налоги будут поступать в белорусский бюджет».
«Продали трубу России - и все, теперь «Газпром» «Белтрансгаз» использует в приоритетном порядке, более того, есть идея расширения трубопровода».
По мнению эксперта, «Лукашенко действует как разумный бизнесмен: он понимает, где что можно урвать».
Поэтому белорусский правитель поступает рациональнее, чем его украинский коллега, считает Симонов, на которого ссылается «Регнум».
«Через несколько лет Украина может остаться, например, без газового транзита, но это ее совершенно не смущает. Видимо, ей проще развалить бизнес, чем отдать систему Москве», - заявил он.
Эксперт полагает, что успех новой сделки будет зависеть от названной Минском цены: «Транснефти» нужно четко прочитать, нужна ли ей «Дружба», если учитывать порты на Балтике. Может быть, Лукашенко уже и опоздал: надо было продавать лет десять назад». Симонов подчеркнул, что вопрос о функционировании нефтепровода касается и Европы. Он объяснил: «Дружба» идет в Восточную Европу, а балтийская перевалка - в Роттердам. Поэтому страны Восточной Европы остались без гарантированных поставок нефти, и их это очень беспокоит. Теперь им надо брать нефть через Роттердам, а это обходится дороже». Эксперт сказал, что симптомом этого беспокойства был вызов директора «Транснефти» Николая Токарева в Брюссель с просьбой «отчитаться об экспортной политике».
Однако Симонов полагает, что «Европе тоже надо было раньше думать».
«Например, когда у России и Украины возникали конфликты по газу, ЕС за нас не заступался, он делал вид, что это местные проблемы, мол, разбирайтесь сами. Вот мы и разобрались», - сказал он.
Напомним, ранее глава ГКИ заявил, что любое предприятие Беларуси можно приватизировать за хорошую
цену и на выгодных условиях. Никаких ограничительных списков по приватизации
предприятий в Беларуси нет.