Сталин умрет еще не скоро, целая неделя впереди, но печальную дату отдельные памятливые россияне кое-где уже начали отмечать.
Например, в Екатеринбурге, где в честь эффективного менеджера запустили сталинобус: такой как бы автобус с изображением усатого полководца и надписью типа "Вернем Победе имя!" В самом деле, это важно: не забывать имя генералиссимуса, который ушел из жизни 5 марта 1953 года. Почти 60 лет назад.
Впрочем, вспоминают его в России по-разному, и не каждый екатеринбуржец готов прокатиться на той маршрутке. В частности, группа местных граждан, составивших общественную организацию "Добровольческое движение", решила сообщить землякам некоторые малоизвестные факты из жизни Сталина и государства, которым он правил. О том, что в 1937-38 гг. особыми тройками НКВД были приговорены к смерти более 680 000 человек. О том, что с 1935 года лучший друг детей учредил расстрелы для несовершеннолетних. О том, что убыль сельского населения от голода на Южном Урале в 1933-35 гг. составила 30%. И о том, что 18 500 жертв сталинских репрессий захоронены совсем рядом, на 12-м километре Московского тракта. К слову, конечная остановка одного из сталинобусов оказалась как раз неподалеку от Мемориала жертвам репрессий, установленного на этом тракте.
Далее группа добровольцев во главе с депутатом городской думы Леонидом Волковым решила поделиться этими сведениями с горожанами, разместив информацию на билбордах и снабдив цифры понятными иллюстрациями. (В частности, известной картиной художника Петра Белова "1941", на которой вождь сгребает и давит своей клешней народные массы.) А также слоганом "За Родину без Сталина".
Посчитали бюджет, определились с датами. Обратились в рекламные агентства. Откуда стали получать довольно однообразные ответы, которые сводились к тому, что организаторы акции нарушают закон о рекламе. Итоги дискуссии подвел сам Леонид Волков: "...весь рынок рекламы в Екатеринбурге полностью контролируется городской администрацией", а значит, запрет на антисталинские плакаты является политическим решением местных властей. Поэтому автобус, рекламирующий Джугашвили, по городу ходит и ходить будет, а билбордам с понятными иллюстрациями в Екатеринбурге места нет.
Сталин умрет еще не скоро, но вот вопрос: а когда? Когда в "едином учебнике", предложенном высшим начальством, про него наконец напишут простую, удобную для запоминания правду? Когда это самое начальство само разберется со своей историей? Когда, согласно замерам социологов, каждый третий россиянин перестанет славить вождя? Когда рекламщики, в провинции и в столице, перестанут шарахаться от билбордов с критикой отца народов, словно за их размещение полагается десять лет без права переписки?
Понимаете, дело ведь не в либеральных идеях и не в гуманизме. Да и память – бог с ней, хотя народ, равнодушно предающий своих убитых и замученных отцов, дедов и прадедов, достоин судьбы незавидной. Дело в конце концов в любви к Родине, пусть даже в самой национально-патриотической ее разновидности.
Десятилетиями над страной кружил звероящер, пожирая миллионы ни в чем не повинных людей. Если прибавить сюда еще и методику ведения войны, то одних только русских он положил столько, что Гитлеру оставалось только локти грызть от зависти. Сталин уничтожил как класс крестьянство. Извел православных священников вместе с их паствой. Перестрелял, загнал в лагеря, унизил и втоптал в грязь русскую интеллигенцию – как техническую, так и творческую. Он принял страну с сохой и оставил после себя такой пейзаж, словно на нее сбросили несколько ядерных бомб. Тем не менее до сих пор с высоких трибун какие-то рыла глубокомысленно рассуждают о диалектических свойствах сталинской эпохи: мол, с одной стороны, с другой стороны... И уже Волгоград шесть раз в году положено именовать в честь звероящера, а растяжки на екатеринбургских улицах, скупо информирующие о некоторых деяниях Кобы, приравниваются к экстремизму и антироссийской пропаганде.
По сути это непостижимо. Если в России выстраивается авторитарный строй по лекалам тов. Хонеккера и "штази", то Сталин не нужен и даже вреден. Если власть склоняется к православно-мракобесной триаде, то палач русского народа, разъезжающий зайцем в своих автобусах, неуместен вдвойне. Однако сталинобусы безнаказанно рассекают улицы российских городов, и конечную остановку у Московского тракта в бывшем Свердловске некуда перенести. Приехали.
Илья Мильштейн, Grani.ru