Нацбанк Беларуси явно поторопился с запуском кампании по повышению финансовой грамотности населения.
Ему следовало бы для начала подучить своих сотрудников, работников банков, членов правительства и высокопоставленных чиновников других министерств и ведомств, а уж затем браться за бизнес и население, пишет АФН.
Очередное подтверждение этому выводу сегодня пришло с пресс-конференции вице-премьера Беларуси Анатолия Калинина, который не смог доступно объяснить разницу между валютными и рублевыми кредитами на жилье. Да, тема не из простых, но ведь можно было попросту отказаться от комментария. Правда, это «можно» возможно лишь в том случае, когда чиновник готов признаться самому себе, что пока не осилил данный вопрос. Но Калинин, вероятно, не из этой когорты. И в результате…
«Более выгодно брать рублевые кредиты: меньше рисков как для банковской сферы, так и для граждан», - поработал пропагандистом Калинин после того, как Нацбанк отказался возобновлять валютное кредитование жилья.
«По всем прогнозам на ближайшую пятилетку курс валюты будет стабильным в рамках заявлений главы государства, правительства и Нацбанка», - продолжил чиновник и совершил огромную ошибку, продемонстрировав, что понятия не имеет, что к чему в данном вопросе.
Ведь исходя из второго аргумента Калинина, именно валютные кредиты сегодня куда выгоднее рублевых. При стабильном курсе многие коммерческие банки, сидящие в длинных валютных позициях, будут с радостью накачивать население, причем всех – и льготников и не льготников, ипотечными кредитами по ставкам ниже 10% и, поднаторев за последние 3-4 года на рознице, готовы возиться с каждым клиентом как с малым дитем.
Это и разгон строительной отрасли с ростом всего ВВП страны, и пополнение ЗВР за счет продаваемой валюты – застройщикам, поставщикам материалов все равно рублями платить.
Но ведь Нацбанк отказался от возобновления валютного кредитования не по личным мотивам: «Мы заявили, что больше не будет валютных кредитов населению. И всё! Нацбанк не изменит своего решения, даже если Солнце перестанет светить». Упертость регулятора объясняется тем, что всё выше сказанное о плюсах валютного кредитования работает только при одном условии – отказ от девальвации белорусского рубля, закрепленный декретом Лукашенко.
И не потому представители Нацбанка отказываются от комментариев по данному вопросу, что не хотят разгонять тему очередного конфликта с правительством. А лишь потому, что брошенная сегодня Калининым фраза «рублевые кредиты выгоднее» означает, что белорусские власти не просто не исключают, а не сомневаются в том, что страну ждет очередная и далеко не одна девальвация. Бум валютного кредитования в условиях девальвации автоматически заканчивается резким ростом просроченной задолженности и может уложить банковскую систему на лопатки. И Нацбанку это хорошо известно.
При нынешних процентных ставках рублевые кредиты выгодны только в случае грядущей девальвации, необязательно трехкратной, но процентов по 30-50% в год и лет через 5 обслуживание полученного сегодня кредита на жилье будет по карману даже малоимущим.