Странам ЕС необходима целенаправленная, единая, ориентированная на демократические ценности позиция в отношении Беларуси.
Уже более полугода прошло с момента, как разгорелся шведско-белорусский дипломатический конфликт, а официальный Стокгольм, известный своими резкими заявлениями в адрес белорусского режима, хранит молчание.
Почему не слышно Карла Бильдта - популярного в кругах ЕС критика Лукашенко? Как должны поддерживать друг друга европейцы в мерах, предпринимаемых против белорусской диктатуры? Такие вопросы на страницах издания Svenska Dagbladet ставит известный шведский правозащитник, руководитель Östgruppen Мартин Угла, сообщает «Радыё Свабода».
Он отмечает, что сразу после белорусских президентских выборов 2010 года министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт был одним из тех европейских политиков, которые резко осудили нарушения прав человека со стороны белорусского режима.
Вместе с тремя коллегами из ЕС глава шведского внешнеполитического ведомства написал для New York Times статью «Лукашенко - лузер», которая вызвала широкий резонанс как в политических кругах, так и среди широкой общественности. Авторы отмечали, что белорусский правитель не исполнил своих прежних обещаний о демократизации, что отношения между Евросоюзом и Минском должны, таким образом, сойти на нет. Авторы видели свою задачу в том, чтобы поддерживать тех, кто работает для развития демократии в Беларуси. «Европа не будет немой», - говорилось в публикации.
В течение 2011 и первой половины 2012 года Карл Бильдт не раз выступал с резкой критикой режима Лукашенко. Он встречался с известными белорусскими оппозиционными политиками и правозащитниками, публично поддерживал их. Швеция стала мотором новой, более принципиальной европейской политики в отношении официального Минска.
Когда известный политзаключенный, бывший кандидат в президенты Андрей Санников в апреле 2012 году досрочно вышел на свободу, Бильдт лично поздравил его с этим. Тот телефонный звонок стал определенным символом и имел большой резонанс в независимых белорусских СМИ.
Понятно, что критика Бильдтом белорусского режима сделала его популярным в демократическом движении, но не в окружении Лукашенко. То, что в августе шведский посол Стефан Эрикссон был вынужден покинуть Минск, не вызвало удивления. Соответственно, была прекращена нормальная деятельность посольства Швеции в Минске и посольства Беларуси в Стокгольме.
Шведский министр дал резкую оценку действиям Минска. И умолк. Критических и дискуссионных статей больше нет. С начала 2013 года нет никаких заявлений в связи с репрессиями и преследованием оппозиционеров. А они по-прежнему продолжаются.
Объяснить такое молчание, вероятно, можно тем, что Стокгольм хочет возобновить деятельность своего посольства в Беларуси и что шансы на это тем выше, чем меньше он будет своей критикой раздражать белорусский режим. Однако, если такая осторожность и может показаться понятной, не является ли она признаком того, что Лукашенко де-факто заставил замолчать одного из своих самых ярых критиков?
Как полагает автор, в такой ситуации другие страны ЕС не проявляют желания занять освободившуюся нишу. Возможно, боясь попасть в подобную ситуацию. Такой риск очевиден. В свое время в New York Times Бильдт вместе с коллегами обещал, что Европа не будет молчать. Впустую.
По словам Мартина Углы, молчать нельзя. Чтобы другим странам ЕС снизить вероятность «шведского варианта», им необходимо иметь мощную, целенаправленную, единую, ориентированную на демократические ценности позицию в отношении Беларуси, вместе отстаивать свободу слова, не поддаваясь давлению Лукашенко.