Такое мнение в интервью газете высказал доктор экономических наук, профессор Александр Лученок.
И это не только последствия кризисного спада производства, но и издержки социальной политики.
«Если завод сократит производство, ему придется кого-то уволить. А это уже социальный вопрос: уволенные работники будут недовольны, они будут возмущаться, устраивать демонстрации. К тому же, как они проживут на пособие по безработице, которое сейчас составляет примерно 50 тысяч, в то время как в Украине в пересчете на наши деньги - 200 тысяч, в России - 350-380 тысяч. В случае значительных сокращений сумму пособия по безработице нужно будет повышать до уровня прожиточного минимума (сегодня - 249 тыс. белорусских рублей), - заявил экономист в интервью «Комсомольской правде в Беларуси». - В итоге сейчас зарплата делится на всех: и на тех, кто работал, и на тех, кто при этом присутствовал. Получается, что средняя получка уменьшается. Однако, как я думаю, правительство и дальше будет делать все, чтобы безработных больше не стало. Так что в этом случае логичным было бы развивать специальные программы по переподготовке кадров, чтобы работники с предприятий с низкой зарплатой могли перейти туда, где платят больше. Получился бы стихийный перелив кадров».
Однако сокращать производство придется. И переоснащать современным оборудованием придется, что также приведет к высвобождению избыточной рабочей силы.
Ведь отрицательное сальдо внешней торговли по товарам ежемесячно увеличивается примерно на 700 млн. долларов. И этот рост наблюдается с 2005 года. «Говорят, чтобы решить проблему, нужно разгрузить склады, то есть продать все, что мы сделали, но не продали. Но это то же самое, что бороться с плесенью, когда нужно бороться с сыростью, - считает Александр Лученок. - Продать наши товары сложно. Во-первых, потому что сейчас все страны ориентируются на более передовые технологии, за которыми мы пока не поспеваем. Во-вторых, во время кризиса многие государства проводят политику импортозамещения, а продукцию других стран покупают только тогда, когда не могут произвести ее сами. Правда, те же россияне охотно покупали бы больше нашей продукции, если бы она была дешевле. Но этого, к сожалению, нет. Производство у нас по-прежнему энергоемкое, затратное. Затем мы накручиваем на продукцию налогов больше, чем в соседних странах. Цель благородная - государство должно выполнять социальные программы. В итоге, получается слишком высокая цена. Конечно, предприятиям разрешают снижать цену товаров и даже продавать их себе в убыток. Но это не выход, потому что убытки все равно нужно компенсировать. В конечном счете, продажи себе в убыток снижают уровень нашей жизни».
Заколдованный экономический круг складывается и в производстве белорусской сложнотехнической продукции. Например, в телевизорах до 95% комплектующих - иностранные. Много импорта в тракторах и автомобилях. «Получается, что чем больше мы производим, тем больше мы завозим в страну сырья, комплектующих, чтобы это все произвести, - отмечает экономист. - Поэтому сейчас очень важно перестать производить то, что нам самим не нужно и то, что мы не можем продать за границу».