Топливно-энергетический баланс России и Беларуси на 2013 год так и не подписан – договориться пока получилось только на II квартал. Зато договорились о поставках белорусских нефтепродуктов в Россию до конца года. Теперь предстоят переговоры о деньгах – Александр Лукашенко 15 марта отправится в Санкт-Петербург просить у России государственный кредит размером $2 млрд.
Вопрос нефти
В понедельник, 11 марта, на переговоры в Москву отправился премьер-министр Михаил Мясникович. Компанию ему составили первый вице-премьер Владимир Семашко, министр экономики Николай Снопков и зампредседателя концерна «Белнефтехим» Владимир Волков. По официальной версии, в российской столице «могучая кучка» должна была решить «целый круг вопросов, представляющих взаимный интерес». Но никто особо и не скрывал, что главная цель поездки – свести, наконец, многострадальный годовой баланс на 2013 год по поставкам 23 млн тонн российской нефти в Беларусь.
С октября прошлого года вопросом нефтяного баланса занимался один только Семашко, но, как видим, особо в этом не преуспел. И прежде, и сейчас, позиция белорусской стороны остается неизменной: мы хотели бы импортировать из России в 2013 году 23 млн тонн нефти, причем весь объем – по трубопроводной системе. На таких условиях годовой нефтяной баланс едва не был подписан в ходе заседания Группы высокого уровня Совмина Союзного государства Беларуси и России 28 февраля.
Но по итогам этого заседания Минэнерго РФ взяло тайм-аут для новых переговоров с белорусской стороной.
Камнем преткновения тут стали обратные поставки белорусских нефтепродуктов в Россию. С осени 2012-го российская сторона настаивала на поставке в Россию 2,1 млн т нефтепродуктов стандарта «Евро-3». На этот вид топлива Россия перешла с 1 января 2013 года, а из-за неготовности к этим стандартам ряда НПЗ были опасения, что дефицит топлива в стране составит как минимум 1 млн т.
Тут уже уперлись белорусы. Владимир Семашко заявил, что республика согласна поставлять в Россию высокооктановые бензины, если такие поставки будут хотя бы безубыточными. А вообще Беларуси выгоднее поставлять такое топливо на другие рынки, что и было продемонстрировано в ходе памятной истории с «разбавителями» и «растворителями».
И вот теперь, на переговорах в понедельник-вторник, Россия и Беларусь договорились об импорте белорусских нефтепродуктов на 2013 год в объеме 3,3 млн т. Об этом сообщила пресс-секретарь Аркадия Дворковича Алия Самигуллина.
Однако ключевой документ – топливно-энергетический баланс России и Беларуси на 2013 год так и не подписан. Концерн «Белнефтехим» еще 6 марта сообщил журналистам: «На протяжении января-марта продолжается планомерная работа по формированию балансов нефти и нефтепродуктов Союзного государства Беларуси и России на весь 2013 год и согласованию графика транспортировки нефти на второй квартал 2013 года. В первом квартале 2013 года Беларусь рассчитывает получить 5,75 млн тонн российской нефти – в соответствии с достигнутыми с российской стороной договоренностями».
И эту нефть Беларусь получила. Теперь по итогам переговоров опыт I квартала решено повторить во втором. «Во втором квартале объем поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов в Республику Беларусь составит 5,75 млн т, исходя из ожидаемого белорусской стороной годового объема 23 млн т», – заявила Алия Самигуллина.
Кажется, начинают оправдываться звучавшие еще в начале года прогнозы о том, что нефтяной баланс-2013 вообще не будет подписан, а Россия и Беларусь будут договариваться по каждому кварталу в отдельности. И, возможно, для Беларуси это выгоднее: пока при подобном раскладе, как видим, она получает именно желаемые 23 млн тонн вместо предлагавшихся россиянами 18,5 млн тонн.
«До сих пор окончательно не решен вопрос экспорта Беларусью нефтепродуктов из российской нефти под видом лакокрасочных изделий и растворителей, – говорит глава российского Фонда национальной энергетической безопасности РФ Константин Симонов. – Именно поэтому Россия не готова предоставить те объемы нефти, которые хочет получить Беларусь, опасаясь, что продукция из этой нефти опять пойдет в Европу, а бюджет РФ не получит пошлин». По словам Симонова, окончательно решить эту проблему может только приватизация белорусских НПЗ, причем владеть ими должны российские компании. «В этом случае, особенно если акционером белорусских заводов станет российская госкомпания, контролировать потоки продукции станет значительно легче», – поясняет эксперт.
Вопрос «наказания»
Неожиданностью последних дней стало сообщение о том, что Россия требует МАЗ и «Гродно Азот» за контрабанду нефтепродуктов в 2012 году. Белорусские предприятия якобы должны стать компенсацией за потери российского бюджета от контрабанды растворителей. Об этом заявил источник, знакомый с ходом переговоров по поводу создания совместных предприятий на базе МАЗа и «Гродно Азота», сообщил в среду interfax.by.
Однако, отметил источник, российская сторона пока не ждет серьезных прорывов в переговорах с Беларусью по данным вопросам в рамках Высшего госсовета Союзного государства, заседание которого пройдет в пятницу.
«Россия в результате проблемы с растворителями понесла существенный ущерб. Российская сторона понимает, что денег от Беларуси она не получит, поэтому речь идет о том, чтобы белорусская сторона стала более уступчивой в переговорах по созданию совместных предприятий», – сказал он.
Для достижения каких-либо договоренностей необходима соответствующая подготовка со стороны государственных органов и предприятий Беларуси.
«У российской стороны есть информация, что ни по одному из проектов, по которым начались переговоры, не произошло никакого сдвига. Не думаю, что в ходе ВГС что-то изменится», – добавил источник.
Вопрос денег
Нынешний визит белорусской делегации в Москву состоялся за несколько дней до переговоров президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко, которые должны состояться в рамках заседания Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России 15 марта в Санкт-Петербурге.
И уже известно, что там белорусский президент будет просить у своего российского коллеги еще больше денег. Как обычно: не для себя – для страны. Речь идет о кредите в размере $2 млрд «на модернизацию». Причем белорусское правительство уже подготовило и привезет в Питер конкретный проект соглашения о выделении Россией Беларуси государственного кредита с возможностью его погашения до 2027 года. Белорусская сторона готова погашать кредит 40 равными долями, а первый платеж по кредиту осуществить в 2018 году.
Впервые о том, что Россия выделит Беларуси кредит в размере $2 млрд под модернизацию предприятий, Александр Лукашенко рассказал 21 декабря в ходе посещения Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники и общения со студентами вуза.
Теперь, прося у России госкредит, белорусская сторона напоминает о недавно достигнутых с российским правительством договоренностях по пяти совместным интеграционным проектам. Это те проекты, которые в Совмине РБ называют «российско-белорусские ТНК».
Напомню, что обсуждать их 12 февраля приезжал в Минск российский вице-премьер Аркадий Дворкович. Тогда в ходе визита он оценил степень готовности ряда белорусских предприятий к более глубокой интеграции с российскими компаниями. Дворкович вместе с российскими специалистами посетил МАЗ, «Гродно Азот» и «Гомсельмаш». Собирался еще посетить МЗКТ, но просто не успел.
Достоверно известно, что в ходе переговоров Михаил Мясникович обсуждал с Дворковичем создание холдинга на базе МАЗа и КамАЗа, а также возможную приватизацию ОАО «Гродно Азот», интерес к которому проявляет российская компания «ЕвроХим» (предполагается, что российская компания выкупит 25% плюс одну акцию белорусского предприятия).
Впрочем, вполне реален вариант, что $2 млрд госкредита Россия Беларуси не даст. Вместо этого она предложит увеличить ныне действующий стабилизационный кредит Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС для Беларуси. Но это будет явно меньшая сумма.
Фактор Венесуэлы
Белорусские нефтяные ведомства – концерн «Белнефтехим» и государственное ПО «Белоруснефть» (оба они выступают национальным оператором по проекту нефтедобычи в Венесуэле) планируют сохранить сотрудничество с Венесуэлой в нефтяной сфере, несмотря на смену руководства в стране.
В свою очередь, министр нефтяной и горной промышленности Венесуэлы, глава национальной нефтяной компании PDVSA Рафаэль Рамирес заявил, что страна сохранит курс Уго Чавеса в нефтяной отрасли. То есть Беларусь и Венесуэла продолжат сотрудничество в нефтяной отрасли.
У этого сотрудничества, как известно, два аспекта: участие белорусов в венесуэльской нефтеразведке и нефтедобыче, и поставки нефти из Венесуэлы в Беларусь. Как можно судить, сейчас вполне реально возобновить поставки в Беларусь венесуэльской нефти, в том числе и по своп-контрактам с Азербайджаном. Переговоры с Россией по нефтяному балансу на 2013 год явно зашли в тупик, потому на белорусских НПЗ вполне вероятен дефицит сырья. А значит, поставки нефти из Венесуэлы могут возобновиться.
Напомню, что в 2012 году поставки были свернуты – тогда импорт в Беларусь составил 330 тыс. тонн против почти 1,1 млн тонн в 2011 году – по причине экономической нецелесообразности.
«Техническая возможность таких поставок сохраняется, поскольку международный консорциум "Сарматия" и входящие в проект ЕАНТК страны заинтересованы в продлении нефтепровода "Одесса-Броды" до Плоцка и поставках нефти на Одесский НПЗ через черноморские порты, – говорят эксперты. – А значит, сохраняется возможность работы нефтепровода в аверсном режиме. Именно это условие – основное для поставок венесуэльской или азербайджанской нефти в Беларусь».