В Витебске на Успенской горке, на площади у Свято-Успенского кафедрального собора, начались работы по установке памятника в честь патриарха Алексия II.
Высота бронзовой фигуры патриарха вместе с гранитным постаментом составит около 5 метров.
Примечательно, что на месте установления памятника в 1623 году был убит униатский архиепископ и известный церковный и политический деятель Великого княжества Литовского Иосафат Кунцевич, причисленный Папой Римским Урбаном VIII к числу святых.
Известный искусствовед и историк Сергей Харевский в интервью сайту charter97.org заявил, что эта попытка «застолбить» места памяти других конфессий ни к чему хорошему не приведет.
«Я считаю, что все может меняться. На самом деле, памятники существуют только в нашем сознании. И если мы не воссоздаем их в массовом сознании, в народной памяти, они умирают. Сегодня можно подойти к памятнику Калинина в Минске и спросить у первых ста человек, кто он такой, я не думаю, что люди вспомнят. Так вышло, что абсолютное большинство сегодня в Витебске не знает, кто такой Иосафат Кунцевич, но допущу мысль, что через 10-20 лет мало кто будет знать, кто такой Алексий II, памятник которого там ставят. Таким образом, я рассматриваю эту ситуацию спокойно. Хотелось бы, чтобы этот памятник был красивым и не испортил внешний вид города. Место для чествования Святого Иосафата Кунцевича, я думаю, в Витебске всегда можно найти.
Очень досадно, что вокруг этого много политики. Я не думаю, что, например, если бы на месте мученической смерти Святого Иосафата Кунцевича стоял крест, в Витебске бы уменьшилось количество православных. Вот эта попытка «застолбить» быстрей места памяти других конфессий, как-то переиначить историю, навязать так быстро, так аврально какие-то другие ценности, ни к чему хорошему не приведет», - сказал историк.
Историк считает, что было бы разумней использовать бюджетные деньги не на установку идолов, а на восстановление разрушенных храмов.
«И самое досадное, что касается Витебщины, в каждом районе по несколько разрушенных храмов. В Чашникском районе развалины в деревне Белая церковь, в деревне Почаевичи. Куда ни поедешь по Беларуси - разрушенные святыни. Я думаю, что для всех, в том числе для православных, было бы разумней использовать эти средства не на установку идолов, а на восстановление храмов, а уже после подумать кого и как стоит чествовать. Алексий II не причислен даже православной церковью к лику святых. Очевидно, это поспешное решение. Повторю, что места памяти существуют в нашем сознании. Если мы будем про них говорить, рекламировать, объяснять, тогда они будут. Если нет, то эти памятники будут умирать, даже стоя на своих местах», - заключил историк.