Накануне Дня Воли известные люди поделились своим видением независимой Беларуси с сайтом charter97.org.
Как бы сложилась история, если бы в свое время Белорусская Народная Республика защитила свою независимость?
Вацлав Орешко, культуролог:
- Я думаю, что если бы история в свое время пошла альтернативным путем, то Беларусь, пожалуй, сегодня была бы в составе Европейского Союза - рядом с такими странами, как Польша и Литва, ведь именно такой путь, я думаю, представляли себе создатели БНР. Эти страны имеют хороший потенциал - человеческий и материальный - и, по моему мнению, роль их не меньше, чем сейчас роль старой Европы. Что касается аспекта культурного, то мы бы имели гораздо больше, чем имеем сейчас. Сегодня в Беларуси, в официальной Беларуси, практически нет культуры, мы имеем некий эрзац, отчасти ориентированный на не самый лучший российский образец. То, что находится в андеграунде, - наиболее интересное в культуре Беларуси, но это не доходит до массового потребителя. Сегодня очень сложная, даже печальная ситуация, как раз в этом плане Беларусь бы получила совершенно другой путь: мы могли бы сегодня знать много художников, писателей, музыкантов, ведь свобода - это необходимая почва для культуры. Но 25 марта - это не день воспоминаний или плача о том, что не произошло, а день, когда начинаешь еще больше думать о будущем, о том, что нас ждет, и что нужно делать.
Валентин Голубев, историк, бывший депутат Верховного Совета 12 созыва:
- Знаете, в те времена отстоять независимость было невозможно, это было невозможно даже представить! Беларусь имела только два варианта развития: под крылом России либо под крылом Германии. Конечно, могла бы образоваться прогерманская демократическая буржуазная республика. Но опять же, если бы шли процессы борьбы двух блоков, боюсь, что было бы очень несладко белорусам. Но если сравнивать тот режим, тот террор, который установили большевики, безусловно, всякая бы демократия была бы для нас гораздо более выгодной. Полагаю, что государственно-строительные процессы и вопросы национального характера, безусловно, развивались бы гораздо лучше, при условии, если бы это была не большевистская республика. В плане культурном мы бы имели примерно то, что сейчас имеет Литва. Литовцы имели хотя бы на части территории свое государство со столицей в Каунасе, смогли потом объединиться, и теперь у них довольно сильное государство.
25 марта для меня праздник революционный, публичный, уличный. Я помню, когда тысячи, десятки тысяч людей выходили на улицы, это показывало публичность и значимость этого праздника. А для моей семьи, для которой идеалы демократии очень важны, это и семейный праздник.
Юрий Хащеватский, кинорежиссер:
- Я думаю, что Беларусь была бы на уровне Финляндии, хотя экономика держалась бы на совсем других вещах. У меня такое ощущение, что даже войны Второй Мировой не было бы! Во всяком случае с Россией, так как не было бы такого Сталина и такого Гитлера. Все-таки здесь очень бы много изменилось в истории. Беларусь, объединившись с Польшей и с другими странами Балтики, возможно, смогла бы противостоять агрессии фашистской, да и советской тоже. Гражданское общество могло бы войти в европейский круг киноискусства. У нас были бы значительно лучшие отношения с европейским кинопроизводством, с европейскими творцами. Они и теперь немного налаживаются, но этот режим, безусловно, мешает. Я думаю, что мы могли бы своевременно увидеть фильмы Годара, Вайды, то, чего мы не видели десятилетий. Я думаю, что расцвела бы и культура. Ведь это не секрет, что монокультуры, которые связываются с другими монокультурами, начинают обогащаться. Нельзя сравнивать тогдашнюю ситуацию с языками, ведь тогда было же четыре государственных языка: все так бы продолжалось и дальше, в этом смысле Беларусь была бы похожа на Швейцарию. И если Беларусь обрела независимость в 1991 году, то, к чему стремились наши предшественники: то мышление, идеи, мечты, наконец были бы реализованы... Жаль, что позже многое было извращено властью, которая пришла в 1994 году.
Вот это тоже очень важно: если бы тогда не исчезла БНР, то не появился б такой человек как Лукашенко. Это, понимаете, «совок» с коротким курсом ВКП(б) в мозгу, с абсолютно извращенным понятием о культуре, с абсолютно исковерканными ценностями.
Но, несмотря на все, провозглашение независимости БНР - это, безусловно, праздник, ведь ее создатели породили главное: мечту о белорусском государстве, о белорусской национальной идее, о развитии культуры. Праздник, что в Беларуси были такие силы, и что они в Беларуси еще все же есть. И есть кому бороться за те идеи, которые отцы-основатели заложили в понятии БНР.