Почему более чем скромные результаты визита делегации во главе с Александром Лукашенко в Индонезию и Сингапур преподносятся как успех белорусской дипломатии?
Размах, с которым белорусская пропаганда освещала пребывание с 18 по 22 марта официальной делегации во главе с Александром Лукашенко в Индонезии и Сингапуре, должен был символизировать прорыв в экономических отношениях со странами Юго-Восточной Азии. На самом деле итогом десанта из 80 чиновников и бизнесменов стали в основном меморандумы о сотрудничестве и декларации о намерениях, хотя сам визит, как сообщалось официально, готовился целых два года, пишет на сайте "Немецкой волны" Наталья Макушина.
Минску срочно требуется валюта, но так, чтобы об этом никто не догадался. С этой позиции стоит оценивать активизацию контактов высших белорусских чиновников с руководством дальних стран, где экономическая ситуация в Беларуси пока мало известна. Главной целью вояжа руководителей нескольких министерств и президента из Минска в Сингапур и Индонезию был исключительно "перехват до получки" 600 миллионов долларов под залог размещения облигаций на финансовом азиатском рынке.
Все остальное - и заявления о новых векторах взаимодействия, и декларации о намерениях увеличить поставки автопокрышек и калия на юго-азиатские рынки, и призывы вложиться в белорусский парк высоких технологий - не более чем операция прикрытия для срочных заимствований. Поэтому рутинная работа дипломатической службы по расширению экономического сотрудничества Беларуси в восточно-азиатском регионе и продвижению товаров была представлена официозом как выдающееся достижение внешней политики.
За тридевять земель
"Чтобы продать что-нибудь хорошее, надо сначала произвести что-нибудь хорошее", - сказал бы кот Матроскин из детского мультфильма. Но технологии, которые есть в Западной Европе, не доступны Беларуси по причине недальновидной политики высшего руководства, упорно развивающего теорию о неком "собственном пути развития". Вследствие чего Минск предпочитает поиск экзотических стран, куда можно сбывать невостребованные на Западе товары. Но вопреки фантазиям белорусских чиновников, Джакарта и Сингапур вряд ли станут "идеальной площадкой для продвижения белорусской продукции".
Несмотря на то, что официальные белорусские СМИ назвали Беларусь "долгожданным гостем в Юго-Восточной Азии", в статистике белорусского таможенного комитета ни Сингапур, ни Индонезия не отмечены в списке значимых торговых партнеров. За 20 лет со времени подписания договора о сотрудничестве Беларуси с Сингапуром товарооборот в минувшем году составил лишь 26,5 миллионов долларов. Сомнительно, что и в будущем богатейший финансовый центр Восточноазиатского региона станет испытывать острую нужду в изделиях белорусского производства. Не стоит также надеяться, что и член ВТО Индонезия предпочтет молочные продукты из Беларуси продукции из Австралии, а технике других стран - исключительно белорусские тракторы и МАЗы.
Особенности национальной охоты на инвесторов
Возможно, для белорусского электората, напуганного ростом цен и перспективой очередного кризиса, информация о расширении торговых отношений с дальними странами за счет продажи калийных удобрений может послужить некоторым успокоением. Но власти Беларуси так и не усвоили, что само по себе расширение числа рынков за тридевять земель не является обязательным условием для подъема белорусской экономики без ее структурной перестройки.
Особенностью национальной охоты на инвесторов стала неуклюжая политика Минска в пику больше не дающему в долг Международному валютному фонду и Кремлю, который отказал белорусскому руководству в двухмиллиардном кредите. Ведь официальное приглашение бизнесменов из Сингапура поучаствовать в приватизации "Беларуськалия" и белорусских нефтехимических предприятий прозвучало как вызов союзнице по интеграции Москве, которая так и не дождалась подобного приглашения.
Впрочем, перехватить денег на скорую руку Александру Лукашенко пока не удалось и в Юго-Восточной Азии. Лукашенко с младшим сыном Николаем продолжил вояж из Сингапура в Объединенные арабские эмираты, где запланированы переговоры с руководством ОАЭ и представителями бизнес-кругов.