Белорусам не стоит ждать компенсации за потерянные в девяностые годы вклады, о чем заявила глава Нацбанка Беларуси Надежда Ермакова. Причина банальна: в казне просто нет денег для этих целей.
Об этом председатель НББ сообщила в ходе прямой линии госгазете «СБ». На вопрос читателя «Значит ли это, что в казне нет денег?» Ермакова ответила: деньги в казне есть, но на компенсацию потребуется огромная сумма.
«Бюджет формируется из тех налогов, которые платят промышленные предприятия и обычные граждане. Все, что поступило в бюджет в качестве налогов, распределено на другие цели — нужды здравоохранения, образования и ряд других социальных вопросов».
Также один из читателей спросил у главы Нацбанка о том, печатает ли сейчас регулятор деньги. Ермакова подчеркнула: денежная эмиссия в стране прекратилась в 2011 году.
«Смотря что вы понимаете под словом «печатает. Если речь о денежных купюрах, то их печатают специализированные фабрики. Заказ на изготовление и разработка макета — одна из функций Национального банка. Любые бумажные деньги имеют свой срок жизни. Находясь в обращении, они достаточно быстро стареют. Ветхие банкноты изымаются из обращения, вместо них в кассы банков и банкоматы поставляются новые купюры», - рассказала глава НББ.
«Если же вы имели в виду денежную эмиссию, то это совершенно другой процесс. И новые купюры в банкомате совершенно не означают, что Национальный банк печатает деньги. Мы прекратили эмиссионное кредитование экономики еще в конце 2011 года и возобновлять его не будем — просто не имеем права», - подчеркнула Ермакова.
Напомним, за 2012 год ШДМ в Беларуси увеличилась на 44,6%. На первое января 2013 года объем
широкой денежной массы в Беларуси составил 160,7 триллиона, за весь 2012 год
ШДМ выросла на 49,5 триллиона (или 44,6%), хотя по планам Национального банка в
течение года рост объема ШДМ должен был составить не более 24%.
Объем широкой денежной массы в Беларуси на 1 марта 2013 года составил
эквивалент Br164 трлн 876,6 млрд, увеличившись за январь-февраль 2013
года на 2,2% (на Br3,58 трлн). Весь прирост денежной массы по итогам
первых двух месяцев сложился за счет ее увеличения в феврале на 2,2%
после того, как в январе объем ШДМ практически не изменился.