В эти дни в Минске проходят показы художественного фильма «Жыве Беларусь».
Это фильм польского режиссера Кшиштофа Лукашевича, частично основанный на армейских дневниках молодежного активиста и журналиста Франака Вячорки, который стал соавтором сценария. Фильм в марте получил второе место на международном кинофестивале в Праге.
Одну из ролей в фильме «Жыве Беларусь» исполнил белорусский и российский актер Анатолий Кот. В интервью «Радыё Свабода» он рассказал о том, почему решил сняться в ленте.
- Мы беседовали с вами полгода назад в Праге, и тогда вы еще не видели фильма. Уже посмотрели? Какие впечатления?
- К счастью, фильм я уже посмотрел. И был поражен (в хорошем смысле). Когда начинаются съемки и вообще - в самом начале, когда читаешь сценарий, когда происходит встреча с режиссером, ты еще не знаешь, что будет в конце, каким будет фильм. И я очень доволен тем, что эта лента на меня сильно и хорошо подействовала. Я очень доволен, что я принимал участие в этом фильме. Спасибо Франаку, что он пригласил меня сниматься в этой картине. И то, что сделал Кшиштоф Лукашеквич с этим сценарием и как он это сделал - мне очень нравится.
- Анатолий, вы играли военного генерала в «Жыве Беларусь», один из первых зрителей фильма Дмитрий Панковец назвал вашу игру блестящей, хотя это и был второстепенный персонаж. Какова была ваша первая реакция, когда вам предложили участвовать в фильме с названием «Жыве Беларусь». И были ли для вас последствия - с тем же «Беларусьфильмом» и с работой в Беларуси?
- Как какая? Конечно, положительная. Я только спрашивал: когда я могу начать сниматься? У меня уже был составлен график на несколько следующих месяцев, но я нашел время, чтобы сняться в «Жыве Беларусь». Так что я только спросил, когда надо прилетать и начинать сниматься.
- Какие последствия имели для вас съемки в этом фильме? Насколько известно, вначале на «Беларусьфильме» у вас были проблемы.
- Я не знаю, так как сейчас не имею контактов с «Беларусьфильмом». Но на самом деле, у меня с этой киностудией проблем нет. Может, у «Беларусьфильма» со мной проблемы? Но знаете, я прочитал комментарии в интернете тех людей, которые эту ленту не смотрели. На мой взгляд, Кшиштоф Лукашевич и Франак Вячорка сделали художественный фильм, именно художественный, а не документальный. Это художественный фильм, который не лжет, а впечатляет и поднимает мою белорусскость, моя гордость белоруса. И мне становится ужасно, когда я думаю о том, что сейчас происходит. Это нужно обязательно показывать, мы должны видеть это, говорить об этом. Художник ты или не художник, инженер или рабочий - если ты имеешь другое мнение, не соответствующее тому, которое сейчас у власти, ты сразу становишься врагом. С людьми, которые имеют другое мнение, надо разговаривать, а не бросать их за решетку. Этот фильм и об этом тоже.
- Мы кратко перескажем фабулу фильма. Главный герой - рок-музыкант Мирон, группа которого попадает в «черный список», а сам он - в армию. Его записи в интернет-блоге, где он раскрывает темные стороны жизни в казарме, вызывают «веб-революцию». В главной роли снялись белорусский музыкант Винсент и польская актриса Каролина Грушка. Фильм «Жыве Беларусь» - первое художественное кино о современной Беларуси, как говорят правозащитники и мировые лидеры, о последней диктатуре Европы.
Анатолий, раньше вы играли в белорусских театрах, в спектаклях «Свободной сцены», в Молодежное театре, Театре кукол, Театре-студии кинотеатра. Как вы расцениваете недавнее предложение Лукашенко перевести национальный академический театр имени Янки Купалы на самофинансирование?
- На мой взгляд, Национальный театр немыслим без государственной помощи, государственного попечительства, государственных средств. Это невозможно. Это должен быть лучший театр страны, это лицо театрального искусства страны. И без государственных средств - это смешно... Такую махину перевести на самоокупаемость ... На мой взгляд, это невозможно.
- Как вы думаете, фильм «Жыве Беларусь» покажут в России?
- Я был бы доволен, если бы его показали. Для этого есть все возможности. Например, на Первом канале в «закрытом показе» с Гордон. Я был бы доволен. Я думаю, что буду дарить диски своим коллегам, пока фильм не покажут в России.