Казахские опозиционеры считают, что Таможенный союз больше похож на попытку реставрировать СССР, чем на выгодный экономический проект.
Для проведения референдума о выходе своей страны из ТС его организаторам нужно собрать не менее 200 тысяч подписей. И хотя некоторые обозреватели считают, что уже на этом этапе инициатива затормозит, потому как оппозиции не удастся собрать такое количество подписей, сами инициаторы референдума опасаются совсем другого, передает ВВС.
"Мы призываем власти Казахстана не препятствовать гражданам реализовать свое конституционное право на проведение референдума", - заявила во время заседания оппозиции представительница Социал-демократической партии Маржан Аспандиярова.
Согласно действующему законодательству страны, документы, принятые на собрании, передаются в Центризбирком. Там документы проверяют, и по результатам проверки выдают инициаторам референдума подписные листы.
В случае выхода Казахстана из Таможенного союза, в организации останутся только Россия и Беларусь, а присоединение Кыргызстана и Таджикистана осложнится из-за отсутствия общих границ.
Обратно в СССР?
Оппозиционные партии Казахстана неоднократно выступали против присоединения к Таможенному союзу, утверждая, что это членство ограничивает суверенитет страны. Еще в январе прошлого года один из оппозиционных лидеров Болат Абилов требовал проведения референдума по вопросу членства Казахстана в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
"Мы не хотим быть вместе с диктаторами Лукашенко и Путиным. Мы не хотим обратно в СССР", - заявил Абилов. Критики интеграции считают, что Таможенный союз несет экономическую и политическую угрозу независимости Казахстана.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон в декабре прошлого года заявила, что такие проекты, как Таможенный союз и Евразийский союз, представляют собой примеры процесса "советизации".
"Нельзя допустить ошибку. Мы знаем, что является целью, и мы пытаемся найти эффективный способ замедлить или предотвратить этот процесс", - заявила тогда г-жа Клинтон.
Лукашенко в ответ на это заявил, что его страна поддерживает предложения России по развитию интеграции на постсоветском пространстве, но не готова идти на радикальные шаги в этом плане.
"В том, что Россия наконец-то цивилизованным образом хочет собрать эти государства, ничего плохого нет. Может быть, России хотелось бы более быстрых шагов, может быть, радикальных шагов. Но ни Казахстан, ни Беларусь не пойдут на это с бухты-барахты", - заявил белорусский президент.
В начале 2013 года во время встречи с иностранными послами президент Казахстана Нурсултан Назарбаев убеждал дипломатов, что интеграция в рамках Таможенного союза не нацелена на реинкарнацию СССР.
В Казахстане никто из представителей официальной власти еще ни разу не выступил с критикой Таможенного союза, хотя в среде оппозиции считают, что и там уже есть недовольные этой организацией.
Кому выгоден Таможенный союз?
Противники членства Казахстана в Таможенном союзе приводят и более практические аргументы, чем независимость и суверенитет. Они указывают на существенный рост цен на автомобили, топливо и продовольствие в Казахстане после присоединения страны к Таможенному союзу.
Внутри Таможенного союза наибольшую выгоду получают Россия и Беларусь, - считает вице-президент независимой ассоциации предпринимателей Казахстана Тимур Назханов. К тому же, продукция, которую эти страны продают Казахстану, нередко изготовлена из казахского сырья. По его данным, сегодня российские компании скупают в Казахстане практически все молочное и рыбное сырье, потому что дешевле, чем в России.
"Это наследие СССР. В общем народном хозяйстве страны Центральной Азии и другие окраины были сырьевыми поставщиками России, Украины и Белорусии, которые были основными производителями различных товаров", - говорит Назханов.
Создание Таможенного союза было больше политическим решением, а не экономическим, полагает вице-президент независимой ассоциации предпринимателей. Этот союз выгоден для той части промышленного капитала, которая занимается сырьем: нефтью, газом, металлом, зерном. Для этого узкого круга и было принято решение в большей степени, считает Назханов. Малый и средний бизнес никаких дивидендов с этого не получает, а крупным компаниям, которые через Россию получают выход к Европе, союз, конечно, выгоден.