В качестве партнера Минск видит «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», «НПО «Сплав» и «Московский институт теплотехники»
Принципиальное согласие о продаже российской стороне контрольного пакета акций ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ) было достигнуто в марте на встрече вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича и первого заместителя премьер-министра Республики Беларусь Владимира Семашко, пишут «Известия».
- Такое соглашение достигнуто, и о нем уже проинформирован Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко, — рассказал источник в правительстве. По его словам, единственным спорным моментом пока остается кандидатура покупателя. Беларусь не хочет продавать минское предприятие КАМАЗу или «Уралвагонзаводу», которые являются производителями аналогичной продукции. Но именно такой вариант предлагает российская сторона.
Как заявил источник, близкий к переговорам, в качестве покупателей белорусы хотели бы видеть «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», «НПО «Сплав», «НПК «Конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники». Такой вариант республиканские власти мотивируют тем, что МЗКТ давно сотрудничает с указанными организациями, поставляя им свою продукцию, и предполагается, что новый собственник будет участвовать в развитии и модернизации минского завода. Соответственно, у белорусской стороны есть опасения, что КАМАЗ и «Уралвагонзавод», являясь конкурентами, не станут уделять желаемого внимания развитию предприятия.
Продукция МЗКТ широко используется в российской военной промышленности. Так, белорусский завод поставляет для российской оборонки шасси для оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер», реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо» всех модификаций, колесные (экспортных) варианты зенитно-ракетных комплексов противовоздушной обороны «Тор» и «Бук», зенитных ракетных систем ПВО С-300 и С-400. Все мобильные ракетные комплексы ракетных войск стратегического назначения РФ работают на шасси МЗКТ.
Но осенью Министерство обороны РФ планировало решить вопрос по переводу систем вооружений российской армии на шасси отечественного производства. Предварительно был выбран Брянский автомобильный завод (БАЗ), куда планировалось перебросить с МЗКТ большую часть заказов на специальные колесные шасси, прежде всего для таких систем, как ОТРК «Искандер» и РСЗО.
Кроме того, мазовские машины предполагалось заменить техникой, выпускаемой БАЗом и КАМАЗом.
Однако, по оценкам высокопоставленного источника в Минобороне, заменить минские тягачи сразу не получится: продукция брянского завода относится к более легкой весовой категории — до 40 т, а продукция КАМАЗа еще находится на стадии экспериментальных образцов. Достаточно много претензий и к грузовикам КАМАЗа, поставляемым в войска: массовое производство пока не должного качества, говорит собеседник газеты.
Как отмечает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, инициатива белорусской стороны не совсем эффективна. Союз с такими предприятиями, как холдинг «Алмаз-Антей», не привлечет новых заказчиков, и конкурентоспособность совместной продукции упадет. Останется топ-менеджмент МАЗа в действующем формате, но Минский автомобильный завод при этом может прекратить работу. Сейчас предпосылки к этому уже имеются, так как у государства нет денег вкладываться в его модернизацию, а нужен прорыв, отмечает эксперт.
При этом Дмитрий Абзалов напоминает, что КАМАЗ является самым эффективным автозаводом в России на сегодняшний день — он имеет стабильный рынок сбыта и получает прибыль без участия госинвестиций.
Источник в правительстве отметил, что, скорее всего, российским чиновникам удастся уговорить белорусских коллег принять предложение КАМАЗа.
— Тем более что в марте создание российско-белорусского холдинга было анонсировано на самом высоком уровне. О нем заявил президент России Владимир Путин в Санкт-Петербурге после переговоров с Лукашенко, — подчеркнул он.
Тогда же министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявлял, что уже к середине апреля стороны должны определить схему управления холдингом.
— Это будет отдельная управляющая компания, которая должна взять на себя функции управления двумя производственными объединениями КАМАЗа и МАЗа, — сказал министр.