На Гродненском кожзаводе опасаются, что в скором времени потеряют работу. Предприятие может быть закрыто.
С одной стороны, завод, где сохранились старые технологии обработки шкур, ручной труд, нет качественных очистных, давно пора вывести за черту города. С другой — инвесторов, желающих вложить деньги в новое предприятие, так и не нашлось. Строительство нового кожзавода на улице Карского не начато. В администрации предприятия пока не знают, какова его будущая судьба, пишет «Вечерний Гродно».
Как рассказал заместитель председателя Гродненского облисполкома Юрий Шулейко, есть два варианта развития событий. На месте старого завода можно открыть мини-гарбарню с сохранением старинных традиций, но с новыми экологически безопасными технологиями. Оставить часть оборудования и персонала. Или вывести мощности из производства и постепенно трудоустроить работников. «Стратегического значения Гродненский кожзавод уже не имеет», — полагает Юрий Шулейко.
На кожзаводе работает около трехсот человек. Люди пока не знают, куда пойдут, если производство закроют. Иван Казимирович проработал на выделке кож почти всю жизнь.
— Мне поздно переучиваться, здесь хороший коллектив, к условиям труда привык, — говорит он. — К чему готовиться, искать новую работу? Зарплата небольшая, около 3 миллионов рублей. Но есть определенные преимущества в связи с вредностью производства: выход на пенсию в 55 лет, доплаты за выслугу лет и другие. Уходить никто не хочет, хотя работа нелегкая.
— Слухи ходят разные, мол, на месте завода построят казино, или отель, или другое развлекательное заведение, — вступает в разговор другой рабочий. — Но точно нам ничего не говорят.
Горисполком еще в 2008 году выделил участок под строительство нового завода на улице Карского. По экологическим требованиям цеха необходимо перенести из центра города в промзону. На новом месте планировалось построить производственный комплекс c очистными сооружениями. Общая его стоимость составляет 46 миллионов долларов. Мощность — 600 тысяч квадратных метров кожи в год для обувщиков, мебельщиков, выпуска галантереи. Выручка от продаж должна была возрасти в 2,5 раза. Архитектурный проект уже прошел госэкспертизу.
Форма реализации — прямые инвестиции, создание совместного предприятия, предоставление кредита, строительство под ключ. Причем приглашались и иностранные инвесторы. По сведениям газеты, предложения от иностранцев были. К примеру, обсуждались предложения от крупных испанских кожевенных фирм. Велись переговоры и с другими компаниями.
Но от них решено было отказаться: появились сомнения в истинных целях партнеров.
«Иностранцам невыгодно у нас налаживать выпуск кож, — сообщил источник на заводе. — Зачем создавать себе конкурента? Легче закрыть производство и поставлять нам кожи из других стран».