Анатолий Павлов считает, что в белорусской школе продолжают работать люди с рабской психологией.
Об этом бывший проректор Белорусского государственного университета заявил в интервью ucpb.org, сравнив поведение учителей в нашей стране с борьбой за свои права их коллег за рубежом.
- Какой должна быть зарплата у учителей белорусских, чтобы они решились на акции протеста?
– В то, что наши учителя забастуют, я вообще не верю. Два года возглавляя горком профсоюза преподавателей, я проделал очень много работы и практически все школы посетил. На встречах с людьми пробивал одну мысль – только в коллективе вместе вы можете решить все вопросы. Но убедился, что сделать это очень сложно. Во-первых, сейчас очень много учителей – женщины пенсионного возраста. Они в жизни не пойдут ни на какие баррикады. Сельские учителя – люди особого склада: на селе они наиболее обеспеченные – у них сельская надбавка и регулярная зарплата. Пусть она маленькая, но поскольку вокруг зарплаты гораздо меньше, эти учителя всегда были неподъемные. Еще вначале 90-х, когда мы выводили на площадь больше трех тысяч учителей, сельских среди них никогда не было. Они будут в поте лица работать и за 10 долларов.
– Выходя на акции, зарубежные учителя тоже рискуют, но тем не менее идут.
– Там и тут у людей совсем разный менталитет, да и ментальность общества в целом. Там люди свободные по своей натуре, по духу. Они и мыслят по-другому. Наши рассуждают, а как это мы пойдем бастовать, если детей надо учить – дети пострадают. Там человек думает о своих интересах. Наша система воспитания, а сейчас речь идет в основном о людях, которые сформировались в советской системе и школе, не формирует свободного человека. Поэтому нельзя сравнивать их и нас. Так же как и общество. Многие наши политики сетуют: что ни говори, что ни делай, а люди молчат. Так и есть. А в других странах (даже в латиноамериканских) чуть что – люди уже на площади. Здесь совсем другая ментальность. И получается какой-то замкнутый круг: школа продолжает воспитывать рабов, и молодежь выходит с рабской психологией.
– При этом, если сравнивать положение учителей в Европейских странах и в Беларуси, у нас оплата их труда невероятно низкая.
– Вообще никакая. И перспектив не видно. Раньше, в первом Законе об образовании, было две статьи, которые регулировали именно финансовые отношения. Одна из них гласила – средняя зарплата учителей должна равняться средней зарплате в промышленности. Иногда было 80%, а если зарплата падала до 60-70%, все били в колокола. К сожалению, эта статья потом не выполнялась. А сейчас новые так называемые народные депутаты внесли поправки – эту статью просто убрали.
– По принципу: нет статьи – нет проблемы…
– Да, проблема решена вот таким образом. И теперь, особенно после многих лет подавления свободы в Беларуси, я не верю, что белорусские учителя способны как и датские отстаивать свои интересы такими же методами.