В банках истерики
Обычный апрельский вторник, обычное отделение банка («БПС-Сбербанк», улица Уральская в Минске), операционный зал, середина дня. К каждому окошку – очередь в три-четыре человека. Вдруг тихий гул операционного зала буквально разрывает женский крик. У окошка, соседнего с моим, настоящая истерика начинается у женщины средних лет, которая отстояла очередь, но не смогла положить деньги на свой счет у мобильного оператора.
«Почему я не могу положить деньги на телефон?! Что значит «вот написано»?! Когда я в банк заходила, на дверях ничего не было записано!!! Всегда деньги брали, а теперь не берете?! Почему?! Зачем мне платить с карточки через терминал?! Я не хочу платить с карточки! Возьмите деньги и положите мне на телефон!!! Я не знаю, где эти терминалы, я не умею с ними обращаться!».
Девушка-оператор сделать уже ничего не могла. Успокаивать разбушевавшуюся посетительницу пришлось совместными усилиями нескольких менеджеров банка, охранницы в милицейской форме и пары клиентов банка, также стоявших в очереди.
Добравшись до своего окошка, я поинтересовался у операционистки – что происходит?
- Мы перестали принимать наличными платежи за услуги операторов сотовой связи. Вот многие и недовольны.
- Давно перестали?
- Уже недели три назад.
- Почему?
- Как мне известно, Нацбанк попросил. Это теперь такая политика – чтобы переводить расчеты в безналичную форму, чтобы за телефон и прочие услуги люди платили с карточек, через терминалы.
- Я тоже не хочу использовать карточку. А где пока можно заплатить наличными?
- Можно в Беларусбанке, на почте, в других банках, где еще не отменили наличные расчеты за телефон. Сложно сказать, сейчас многие банки, особенно небольшие, соглашаются с Нацбанком и закрывают прием наличных «на телефон».
- Часто у вас теперь такие сцены происходят?
- Каждый день.
Действительно, возле окошка оператора висело объявление: «Прием платежей в пользу операторов мобильной связи не осуществляется».
Кстати, на сайте банка в разделе «Новости» нет никаких упоминаний о прекращении приема платежей наличными деньгами.
«Безнал» как государственная политика
Правительство и Нацбанк уже не первый год активно продвигают в обществе технологии безналичных платежей. Развернуты сети банкоматов, платежных терминалов и инфокиосков, создана национальная система «Белкарт», работает ОАО «Банковский процессинговый центр».
Теперь, можно сказать, начинается «второй этап» – правительство всерьез вознамерилось сократить количество наличных денег в обороте, а заодно и наладить более жесткий контроль за потоками денег в обществе. И начнется второй этап с того, что всем субъектам хозяйствования законодательно запретят выдачу зарплаты наличными деньгами.
3 апреля на сайте Нацбанка было опубликовано совместное постановление Совмина и Нацбанка N246/4, подписанное 1 апреля (!) Владимиром Семашко и Надеждой Ермаковой. Постановлением утвержден план совместных действий правительства, Нацбанка и участников финансового рынка, направленный на увеличение доли безналичных расчетов в розничном товарообороте и обороте платных услуг населению до 50% к 1 января 2016 года.
В плане перечислен ряд административных мер, которые должны стимулировать рост доли безналичных расчетов. Так, планируется увеличить количество объектов, которые будут оснащены платежными терминалами для карточек. Одновременно снизятся нормы пороговых значений выручки для обязательной установки платежных терминалов.
Еще более заметная мера – то, что на протяжении 2013-2015 годов планируется перейти на выплату зарплаты «работникам субъектов хозяйствования всех форм собственности через счета в банках, к которым будут выданы карточки внутренней платежной системы и по желанию владельцев счетов – карточки международных платежных систем». То есть спрашивать уже ни у кого не будут: хочешь получать зарплату – будешь получать ее на карточку, и никак иначе.
Но даже тотальный переход на зарплатные карточки – не главная новация этого документа. Наверняка наибольший общественный резонанс вызовут планы правительства заставить белорусов расплачиваться по всем крупным сделкам исключительно безналом.
До конца 2013 года Нацбанк должен внести в правительство предложение об установлении предельного размера платежа наличными, свыше которого оплата должна производиться только в безналичной форме. Тут стоит вспомнить, что еще в ноябре прошлого года Нацбанк предложил запретить оплачивать покупки стоимостью более 100 базовых величин (10 млн рублей) наличными деньгами.
Но финансовые власти страны, как видим, начали перевод населения на безнал с малого – с оплаты мобильных услуг. Что, в принципе, логично: платить за мобильник приходится всем, но сами суммы обычно невелики – хорошая возможность «потренироваться» и привыкнуть оплачивать услуги с карточки.
Конечно, ко всем чисто административным мерам будет добавлена «артиллерийская поддержка» в форме социальной рекламы. Точнее, она уже добавлена – но, как это нередко бывает, такая реклама дает совершенно обратный эффект. Рекламные билборды серии «Своя рубашка ближе к телу», распространившиеся по Минску, мгновенно породили в народе совсем другой слоган: «Белкарт – останься без штанов!».
Карточки восторга не вызывают
В истерике, свидетелем которой обозреватель БДГ стал в банке, буквально воплотилось отношение значительной части белорусов к «пластику». Так же, как и в тех очередях, которые в дни зарплаты выстраиваются перед банкоматами.
Интересно, что еще в первой половине 90-х пластиковая банковская карточка была неким символом престижа и богатства, атрибутом западного образа жизни. Но уже на стыке тысячелетий пластиковые карты перестали быть экзотикой. И все шло хорошо, пока белорусские правительство и Нацбанк не взялись за развитие безналичных розничных платежей под флагом «сокращения наличной денежной массы в обороте».
Тогда стало понятно, что, наверное, большинство белорусов не готовы или не желают отказываться от расчетов наличными – даже частично. В магазине возле своего дома я регулярно наблюдаю одну и ту же картину: когда в кассе кто-то хочет расплатиться карточкой, стоящие за ним в очереди покупатели сразу переходят в другие кассы. Потому что знают: весьма вероятно, что либо у терминала связи с банком не будет, либо платеж не пройдет, либо еще какая-то холера случится.
Не добавляют энтузиазма белорусским пользователям банковского пластика и регулярные сбои в системе платежей (по моим наблюдениям, в среднем раз в два месяца, последний крупный сбой датирован 24 сентября 2012-го), и объявления вроде «Перерывы в обслуживании пластиковых карт возможны в Беларуси с 2.00 до 6.00 30 сентября 2012 года. В это время ОАО "Банковский процессинговый центр" будет проводить плановые технологические работы. Сбои могут затронуть операции в сети организаций торговли (сервиса), пунктов выдачи наличных, банкоматов, инфокиосков».
Еще более серьезный инцидент произошел 28 августа 2012 года, когда в Беларуси произошла массовая кража денег с карточек. В тот день вечером терминалы в магазинах не работали, а деньги банковский процессинговый центр с карточек списывал. Интернет был заполнен комментариями типа: «В банках обещают разбираться, но они говорят, что таких случаев тысячи! У меня украли более 340 тыс. Хорошо, что у меня СМС-информирование. Как такое возможно? Кто понесет ответственность? Почему молчат госорганы? А если это последние деньги были, а их до сих пор не вернули?».
Тогда банкам удалось урегулировать ситуацию, вернуть деньги и успокоить людей. Но, как говорится, осадок остался…