Председатель движения «За Свободу» Александр Милинкевич прокомментировал свое выступление в Европарламенте.
Напомним, оно вызвало резкую критику со стороны представителей белорусской оппозиции.
«Я давно уже не переживаю из-за того, что пишут в интернете, потому что там такое противостояние жестокое между собой — больше, чем с диктатурой, — сказал он БелаПАН. — Я действительно говорил о том, что не вижу иной положительной альтернативы диалогу, что санкции — хотя, честно говоря, это не санкции, а изоляция Беларуси — ни к чему хорошему не приводят: политзаключенных не выпускают, страха больше, влияние оппозиции меньше, проевропейские настроения тоже падают».
Кроме того, ужесточение экономических санкций, к которым ЕС призывают некоторые представители оппозиции, по мнению Милинкевича, «просто толкнуло бы Беларусь в Россию». «Постоянно повторяют, чтобы Голландия перестала покупать белорусский бензин. Так Россия его купит, но это будет потеря нашего суверенитета и независимости», — считает политик.
Он убежден, что Беларуси и ЕС необходим критический и обусловленный диалог. «То есть выстраивается пошаговая дорожная карта. Каждая сторона оговаривает, какие берет обязательства на себя: Беларусь — по демократизации и модернизации, Европа – по помощи в реформах, — пояснил Милинкевич. — И каждая сторона знает, что если она какой-то шаг не сделает, то и другая останавливается. Я понимаю, что говорить проще, чем сделать, но есть примеры в истории, когда это получалось. Поэтому считаю, что если мы хотим жить в независимой стране, то так и нужно действовать».
Милинкевич также отметил: «Если кто-то руководствуется только местью Лукашенко или сознательно или несознательно работает в российской стратегии по аннексии Беларуси, тогда, конечно, ему надо призывать к санкциям. Считаю, что пора уже как-то прекратить эти разговоры, вредные для Беларуси».
При этом он подчеркнул: речь не идет о том, чтобы забыть о политзаключенных. «В ЕС не собираются этого делать, даже мысли такой нет — отказаться от условия освобождения политзаключенных до начала диалога, — сказал Милинкевич. — То есть диалог может начаться только тогда, когда будут освобождены все политзаключенные. Освобождаются политзаключенные — начинается сотрудничество, нужное для страны. И никак иначе».
9 апреля в Европарламенте прошла дискуссия об инициативе «Европейский диалог о модернизации». Критику вызвали слова Милинкевича о том, что он не видит альтернативы диалогу между ЕС и Беларусью, а санкции не дают нужного результата.
Тем не менее, недавно директор правозащитной организации Freedom House Дэвид Кремер заявил, что в арсенале у США и ЕС еще есть неиспользованные методы давления на белорусские власти.
Режим Лукашенко продолжает торговать оружием со странами-изгоями и нарушать фундаментальные правовые принципы демократического государства. По мнению Кремера, чтобы белорусские власти выпустили из белорусских тюрем оставшихся политических заключенных и провели в стране демократические преобразования, нужно ввести экономические меры, наложенные на крупные белорусские концерны, в частности, на «Беларуськалий».