Административное дело в отношении Виталия Ганчара и Сергея Хачатуряна, которых при задержании избили сотрудники милиции, прекращено.
Его рассмотрение состоялось 11 апреля 2013 года в суде Дзержинского района Минской области, пишет сайт правозащитной организации «Платформа».
Сотрудники местного РОВД обвиняли Виталия Ганчара и Сергея Хачатуряна в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.1 КоАП РБ («мелкое хулиганство»).
Происходившее в зале судебного заседания впечатлило не только присутствующих, но и председательствующего.
Как принято в практике национального судопроизводства, свидетелями правонарушений выступали два сотрудника ППСМ – Виталий Климашевский и Дмитрий Костевич. Те самые сотрудники, которые жестоко избили Виталия Ганчара и Сергея Хачатуряна в ночь с 17 на 18 марта 2013 года.
Очевидно, что никаких иных свидетелей со стороны обвинения по данному делу не было, поскольку задержание проходило в ночное время, а искать и опрашивать кого-либо еще было явно не в интересах самих сотрудников милиции. Это их и подвело. Сотрудники милиции перед заседанием суда даже «не удосужились прочитать свои собственные рапорта», как отметил во время заседания судья.
Противоречий в показаниях и рапортах с протоколами оказалось столько, что суд даже не перешел к допросу свидетелей защиты. Милиционеры сами вполне убедили судью в невиновности задержанных. Запутавшись в собственных показаниях, сотрудники ППСМ умудрились, кроме всего прочего, подтвердить суду, что административные протоколы были составлены в отсутствие «нарушителей». Однако на протоколах чьей-то заботливой рукой сделаны записи «от подписи отказываюсь» от имени отсутствовавших в момент составления документов Сергея Хачатуряна и Виталия Ганчара. При этом сами протоколы были составлены совершенно посторонним сотрудником милиции, а Климашевский и Костевич якобы просто на них расписались, даже не ознакомившись с написанным.
Также сотрудники ППСМ не смогли пояснить, почему в составленных протоколах указано, что они «подошли к двум парням и попросили предъявить документы» в то время, как на судебном заседании милиционеры сообщили, что они подошли к Ганчару и лишь после того, как тот «отказался повиноваться их законным требованиям».
Удивило суд и то, что в своих показаниях и Климашевский и Костевич отчетливо пояснили, что на просьбу предъявить документы, Виталий Ганчар ответил, что у него нет с собой паспорта, но назвал свое имя, фамилию и адрес проживания, которые сотрудники ППСМ и записали. Возникает логичный вопрос, в чем именно милиционеры увидели неповиновение.
Остановив противоречивые показания свидетелей, председательствующий объявил о прекращении производства по обоим административным делам и покинул зал заседаний.
Однако говорить о прекращении преследования жертв избиения пока рано. Проверка по материалам уголовного дела, возбужденного в отношении Сергея Хачатуряна по части 2 статьи 363 УК РБ («сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок, сопряжённое с применением насилия или с угрозой его применения») состоится в ближайшие дни.
Однако заседание суда, состоявшееся 11 апреля 2013 года, красноречиво продемонстрировало, что сотрудники ППСМ не только искажали в своих протоколах реальные обстоятельства произошедшего в ночь с 17 на 18 марта 2013 года, но и фальсифицировали протоколы.
Правозащитники надеются, что невиновность Сергея Хачатуряна в сопротивлении сотрудникам ППСМ и примении к ним насилия будет доказана и уголовное дело в отношении него будет также прекращено.