Рабочие контакты белорусских чиновников с европейскими в течение последней недели показывают, что белорусские власти хотят нормализации отношений с ЕС.
Не исключено, что Минск пытается играть также, как и в 2008-ом году, торгуя политзаключенными взамен за отмену санкций, но сегодняшняя ситуация не похожа на ситуацию 5-летней давности, отмечает в интервью «Радыё Рацыя» политический обозреватель Роман Яковлевский:
- 19 декабря нам показало, что такой торг с режимом не решает никаких вопросов, а только продлевает срок существования режима. Мы слышим и от оппозиционных кругов, что это на пользу России. Снова мы слышим высказывания, что это изоляция Беларуси. Но это изоляция не Беларуси, это изоляция режима, так как изоляции страны я не вижу.
Отвечая на вопрос, предусматривает ли Европа место для оппозиции в возможном диалоге с официальным Минском, обозреватель отметил:
- Одно дело, как это видит Европа, а другое, как это выглядит в действительности. Она может говорить, что оппозиция должна участвовать, но мы видим по последним контактам (да это и Макей говорил в последнем интервью в марте), что Европа должна иметь дело с тем, кто решает конкретные вопросы, кто у власти. Это не личное мнение, а ретрансляция того, что думает Лукашенко. Кстати, обратите внимание, что Макей ни разу даже не вспомнил Консультативно-общественный совет, который он придумал накануне событий 19 декабря. Теперь о нем он даже не упоминает и, если раньше декларировал, что с конструктивной оппозицией может что-то обсуждать, то теперь говорит «зашоренная» оппозиция, экономисты «зашоренные» от оппозиции... Европейские политики назвали эти рассуждения «зашоренностью» политрука, - напомнил Яковлевский.
Макей несколько месяцев является министром иностранных дел Беларуси. Отмечается, что за это время активность белорусского Министерства иностранных дел увеличилось.
- Заметьте, что это активность на уровне послов - это нормально. Я считаю, что это рабочие контакты, которые белорусская официальная пропаганда выдает за какие-то внешнеполитические прорывы. Ничего не изменилось, так как за решеткой остаются политзаключенные, - отметил Яковлевский.
Говоря об отношениях официального Минска с Москвой, политический обозреватель заявил:
- Это ремейк. Распространяют неофициальные мнения, что с Москвой не все хорошо, снова идем на Запад. Безусловно, после 19 декабря влияние Москвы на Беларусь во всех областях: в политике, экономике, безопасности и т.д., безусловно, усилилось. Это дает некоторым политикам, также и политологом, повод предполагать, что 19 декабря спровоцировали чуть ли не российские спецслужбы. Это одна из версий, которая, по моему мнению, во многом надуманная, хотя результаты этих событий безусловно полезны России, путинскому режиму. Хорошими отношения не были никогда, так как декларации это одно, но мы видим путинский подход такой же. Когда говорят, что Беларусь может умереть как самостоятельное государство - нет. Российская политика, ее цель - в колониальном подходе, все лакомые куски Беларуси взять себе, а как говорят некоторые политики, штандарт, президент с Дроздами и особенно два миллиона белорусских пенсионеров - это ваши хлопоты. Формально Беларусь независимая, а реально чуть не колониальный придаток России. От политологов BISS я услышал нечто странное: «Ценности разные, а цели одни». Какие одни цели у Лукашенко могут быть с Западом? Такой намек воспринимается, как уменьшение влияния России. Но я соглашаюсь с мнением Винцука Вячорки, что Лукашенко гарантом независимости быть не может.
В 2008 году, после начала грузинско-российского конфликта и освобождения последнего на тот момент политзаключенного-кандидата в президенты Александра Козулина, начался процесс сближения Беларуси с ЕС. Так называемая либерализация закончилась жестоким разгоном акции протеста против результатов президентских выборов в 2010 году.