Было. Слышали. «Пощады никому не будет» - это одно из любимых выражений белорусского руководителя.
В данном случае оно прозвучало в адрес Министерства энергетики, однако подобные угрозы чиновники разного уровня слышали не раз. И ничего. Все живы-здоровы. За редким исключением, увольнялись по собственному желанию. Потому что проблема не в персоналиях, проблема - в системе.
Февраль 2004 года. Правительство отчитывается об итогах работы в 2003 году. Несмотря на то, что в экономике ситуация более-менее неплохая, Лукашенко выступает с грозной речью, требуя от Совета министров «соблюдать чистоту кадров в своих рядах»:
«Я от вас требую разобраться с каждым человеком… Разберитесь, наметьте каждому задачу и пусть работают. Не хотят - вносите предложения, потому что потом будет поздно, когда вы провалите серьезные задачи. То же касается и любимчиков и той точки зрения, что кто-то является человеком президента. Любимчики - это те, кто хорошо сегодня работает, а спрос с кадров будет только ужесточаться. Без дисциплины и наведения порядка мы никакие вопросы не решим. В ближайшее время соответствующая директива будет направлена на места, начиная от председателя райисполкома и заканчивая руководителем крупного предприятия. Отступления, особенно в рамках борьбы с негативом, не будет. Если в органах власти мы не будем бороться с коррупцией, даже с тем небольшим уровнем, который у нас есть, ржавчина съест все. Все силы и ресурсы должны быть мобилизованы в интересах государства и народа. Пощады и прощения не будет никому. Будут рассматриваться любые сигналы о всех недостатках и злоупотреблениях».
Много грозных слов действительно вылились в директиву. Но не о борьбе с коррупцией. Не о публичном декларировании чиновниками и членами их семей своих доходов. Не о поиске их счетов в оффшорах, не о поиске дружественных компаний. Это была всего лишь директива о дисциплине, запретившая пьянство на рабочих местах.
Круто рубанул!
2008 год. Только-только прошли судебные процессы над таможенниками, организовавшими на границе целые криминальные коридоры, над военными тыловиками, мухлевавшими с закупками топлива… За решеткой оказались начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Миноблисполкома Тихомиров, начальник управления уголовного розыска УВД Гомельского облисполкома Лосев, заместитель начальника управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий Главного управления МВД Новиков, командир роты гродненского отдела департамента охраны МВД маньяк-убийца Сергейчик, начальник управления по борьбе с оргпреступностью КГБ Михолап, начальник управления кадровой и идеологической работы КГБ Метелица.…
Дурацкая вырисовывалась ситуация: если судить по арестантам – так они в своих ведомствах могли вершить любые дела, могли горы своротить и раздвинуть границы. А начальство - белое, пушистое и тупенькое. Потому что ничего не знало и ни о чем не догадывалось. Выправлять ситуацию Лукашенко кинулся лично. И вновь был суров и грозен:
«Что характерно - одни руководители, и все полковники. Кто будет следующий? Может, уже до генералов доберемся?.. Имейте в виду: пощады к таким предателям своего дела никакой не будет. Вы наносите страшный ущерб государственным органам власти и всей системе правоохранительных органов».
Вопрос: «Кто следующий?» оказался очень актуален. Ведомства еще долго мстили друг другу за эту «войну компроматов». Но апогеем всего стал арест старшего следователя Генпрокуратуры Светланы Байковой, раскрутившей «дело таможенников». Байкова сглупила и, как советовал Лукашенко, все-таки добралась до генералов. В итоге оказалась арестована сама.
Еще один громкий скандал, и вновь та самая фраза про «пощады не будет». Это было знаменитое совещание, по итогам которого оказался за решеткой бывший прокурор Минской области Михаил Снегирь.
«Со всей ответственностью я хочу еще раз повторить: пощады и спуска в этом плане не будет никому! Будь то высшее должностное лицо, член правительства, чиновник средней руки, сотрудник спецслужб или правоохранительных органов… Генеральному прокурору сегодня, к исходу дня, внести представление об освобождении заместителя Генерального прокурора Куприянова и прокурора Минской области Снегиря от занимаемых должностей. Возбудить уголовное дело и в рамках уголовного дела пройти все ступени, в том числе и морального плана…В установленном порядке председатель Верховного Суда должен освободить от занимаемых должностей судей Ильину, Есьмана и Павлючук… Руководителям названных государственных органов по всем мной указанным фактам, и не только по этим, провести тщательнейшее, предельно принципиальное расследование и в самое ближайшее время доложить…»
Михаил Снегирь, конечно, поплатился. Арест, суд, обвинительный приговор, колония, освобождение условно-досрочно. Но мало кто верит, что свой срок он действительно получил за злополучную квартиру, которую не поделил с таинственным бизнесменом Владимиром Сидоровичем. Настолько таинственным, что его квартирный вопрос решал лично глава государства.
А вот что касается судей, которые помогали Снегирю, то мы прекрасно помним, что даже получив прямое указание, никто не торопился его выполнять. Судья Ильина, которая умудрилась даже консультироваться со Снегирем, как ей лучше оформить квартиру в его пользу, своей должности лишилась. Но была уволена с нейтральной формулировкой «по собственному желанию» (указ №2 от 5.01.2009). Судья Павлючук изъявила желание уволиться только через четыре года, летом 2012-го. Судья Есьман такого желания вовсе не изъявил и работает. Оказывается, судьи «добросовестно заблуждались» (это пояснение бывшего министра юстиции Голованова), поэтому не было оснований их наказывать, что бы там ни говорил глава государства.
Что это, если не пощада? Что это, если не та самая мягкость, снисходительность, избирательность, боязнь ворошить осиное гнездо, да и просто боязнь браться за такую серьезную проблему, как коррупция?.. Что это, как не попытка подменять системную политику по борьбе с коррупцией кампаниями по сведению личных счетов и лоббировании чьих-то конкретных интересов?..
И как тут не вспомнить поговорку: «Собака лает – ветер носит»…
«Жэстачайшэ», «пощады не будет никому», «каленым железом»… Все это просто слова, которые уже порядком поднадоели. 20 лет мужественной борьбы с коррупцией, которую Лукашенко объявил еще будучи депутатом, привели только к тому, что коррупция его победила. Знаменитый разоблачительный доклад, с которым в 1994 году выступал директор совхоза «Городец», сегодня просто смешно читать. Тогдашние «коррупционеры» на фоне нынешних это просто дети.
Коррупция времен Лукашенко это вам не ящик гвоздей. «Памятники» ей воздвигнуты по всей стране, только Лукашенко делает вид, что их не видит даже в непосредственной близости от своей домашней резиденции. Хотя они вызывающие, пафосные, в несколько этажей. От того, что слова про «пощады не будет» звучат все чаще, они не исчезают в тумане и не растворяются в водах Комсомольского озера. Наоборот, год от года их все больше. И больше. И больше…
Светлана Калинкина, «Народная воля»