Рабочие думают, как выжить на нищенскую зарплату.
«Минский завод «Горизонт» работает с перебоями. Уволены более 100 человек», – такое сообщение недавно появилось в СМИ.
По словам одного из рабочих предприятия, проблемы на заводе начались несколько месяцев назад. А в начале марта в некоторых цехах была введена четырехдневная рабочая неделя. В частности, это коснулось цеха по сборке телевизоров, пишет сайт prof-press.by.
В апреле ситуация ухудшилась: цех и вовсе остановился на несколько дней: «Задним числом был подписан приказ о том, что до 15-го числа цех не работает, а нам будут выплачивать 2/3 зарплаты. При этом большинство рабочих получает чуть более 2 млн рублей. Как выжить на такую сумму – непонятно. Раньше наш цех работал в две смены. Сейчас телевизоры собственного производства практически не продаются. Мы собираем модели иностранных фирм», – сетует рабочий завода.
Да и численность сотрудников по сравнению с осенью сократилась. Контракты не продлили нескольким десяткам человек. «Ситуация сложная, но пока не вызывает серьезной тревоги. Завод электроники и бытовой техники в таком режиме, к сожалению, работает второй год. Заказчик не хочет затоваренности, продукция должна уходить прямо на продажу, а пока спроса нет. Телевизоры нынче – сезонный товар и покупаются во втором полугодии. Основные работы начнутся со второй половины мая», – рассказывает председатель профкома единой профсоюзной организации холдинга «Горизонт» Валентина Сидоркевич.
Еще в феврале директор холдинга Юрий Предко предупреждал, что в начале года ситуация будет непростая: мол, надо потерпеть, зато потом загрузка будет такая, что, возможно, придется набирать работников. Осенью прошлого года, к примеру, нагрузка оказалась такой серьезной, что люди работали даже в субботу и воскресенье, было много желающих получить большие деньги. Тогда зарплата достигала в отдельных случаях 8–10 млн. рублей. В прошлом году пришлось даже набрать людей по срочному договору на 3–4 месяца. «Сокращений сейчас нет, у людей просто заканчиваются контракты, и это уже право нанимателя – продлевать их или нет. Вторая категория тех, кто уходит сам, – люди, которых не устраивает сезонность работы. Одно дело в период загрузки получить 6 миллионов, а другое дело получать сейчас в 2 раза меньше», – говорит Валентина Сидоркевич.
Краткосрочную остановку производства объясняют необходимостью ремонта конвейеров, пока нет большой загрузки. Рабочих отпустили на простой с оплатой 2/3 их тарифной ставки. «Расчетный, который попал в Сеть, мы изучили. Тут есть табельный номер, и мы без труда подняли информацию о работнике. В феврале 17 дней отработано, простоя 3 дня. На руки получил 2 млн. 236 тыс. рублей и аванс – 476 тысяч. Тогда у рабочих была повременно-премиальная оплата. С марта их перевели на сдельно-премиальную. За март этот же человек при том, что отработано тех же 17 дней, а пятницы у него были простойные, получил 3 млн. 360 тыс. рублей и аванс 386 тысяч», – приводит пример председатель профкома.
Тем не менее зарплата пока не дотягивает до средней по стране, а если учесть, что большинство сотрудников предприятия — мужчины, которым надо кормить семьи, то их денежное положение становится незавидным. Впрочем, будем надеяться, что переход на полную рабочую неделю в мае изменит ситуацию в лучшую сторону.
В апреле на сокращенной рабочей неделе работал и МАЗ. Некоторым подразделениям Минского автозавода вновь предложили отдыхать по пятницам, как это было в марте. «Пятницы (5, 12, 19 и 26 апреля) отдельных подразделений мы действительно перенесли на декабрь. Понятно, что это не может не отразиться на зарплате сотрудников, но эти дни будут компенсированы до конца года. Средняя зарплата по предприятию за март — около 6 млн. рублей. Объемы производства у нас по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не стали меньше», – объясняет председатель профкома ОАО «Минский автомобильный завод» Михаил Будай.
Впрочем, ситуация пока не внушает оптимизма. Рабочие МАЗа обсуждают возможные каникулы с 1 по 14 мая, говорят о сложностях со сбытом отечественной продукции на российском рынке, что повлекло за собой увеличение запасов автомобилей и прицепной техники на складах. Так что в ближайшее время загруженность и зарплата автозаводцев зависят во многом от того, как быстро руководство предприятия сориентируется в сложившейся ситуации.