Решение опубликовать книгу «Еду в Магадан» осужденного анархиста Игоря Олиневича - это акт героизма.
Об этом заявила на презентации издания правозащитница Анастасия Лойко. При этом она подчеркнула, что после ее издания «никто не гарантирует, что он выйдет живым и здоровым», пишет БелаПАН.
Книга, вышедшая тиражом 900 экземпляров в России за средства друзей Игоря Олиневича, рассказывает об истории поимки анархиста и его друзей, о времени его пребывания в следственном изоляторе КГБ, эпизоды встреч в неволе с людьми, проходившими по делу о массовых беспорядках 19 декабря 2010 года в Минске.
По словам Лойко, описанные в книге моменты важны как опыт, поскольку люди «боятся того, чего не знают», а рассказанное в этой работе облегчит страх перед неизвестностью многих.
Лидер кампании «Говори правду!», поэт Владимир Некляев подчеркнул, что работа Олиневича — «не только мощный фактологический материал, но и очень хорошая литература». Он отметил, что самое главное в книге осужденного анархиста — человеческое достоинство.
Друг детства Олиневича, назвавшийся Дмитрием, выразил убеждение, что тюремный срок не сломает осужденного и он выйдет «не худшим человеком, чем туда попал». «Для него, как для, можно сказать, социального инженера — это колоссальный опыт изучения системы изнутри», — сказал участник презентации.
«Игорь такой человек, который, кажется, когда ему надоест, просто откроет дверь и выйдет из тюрьмы», — охарактеризовал стойкость и устремленность Олиневича его товарищ Александр, разделяющий анархические взгляды.
27 мая 2011 года суд Заводского района осудил Олиневича по ч. 2 ст. 339 (злостное хулиганство) и ч. 2, 3 ст. 218 (умышленное уничтожение либо повреждение имущества) Уголовного кодекса. Он был приговорен к восьми годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.
Процесс по делу белорусских анархистов начался 18 мая 2011 года. Они обвинялись в совершении ряда нападений на здания и поджогов, в частности в проведении несанкционированной антивоенной акции возле здания Минобороны в 2009 году, забрасывании бутылками с зажигательной смесью территории посольства России в Минске и здания Центра изоляции правонарушителей на улице Окрестина в 2010 году. Им также инкриминировался ряд нападений на другие здания: забрасывание файерами столичного казино «Шангри Ла» и здания Федерации профсоюзов Беларуси, попытки поджога отделений «Беларусбанка и «Банка Москва-Минск», отделения милиции в Солигорске.